Как использовать усадьбу
Как уже было сказано, использовать восстановленную усадьбу можно как угодно. Но одним из наиболее прибыльных и эффективных способов может стать туризм.
«В нынешних экономических условиях единственная модель, которая будет эффективно функционировать, и вернет усадьбе первоначальные функции — это туризм. Здесь не нужно изобретать велосипед, надо лишь заимствовать то, что практикуется в Европе (только в благополучных европейских странах даже в сельской местности очень трудно найти заброшенный дворец), — считает Алексей Семин. — В наших условиях есть возможность сделать это намного разнообразнее и качественнее, поэтому огромный туристический потенциал — это серьезный стимул для экономического развития русской усадьбы».
После реставрации усадьбы, переданные ASG, станут совмещать в себе несколько функций: гостиничную, агротуристическую, музейную, досуговую. Каждый объект будет отличаться инфраструктурой и спецификой. При этом у каждой усадьбы будет своя программа развития при общей тенденции самообеспечения всем необходимым, то есть активной роли аграрного направления. В основу концепции дальнейшего использования всех усадебных объектов ASG ляжет принцип «открытых дверей», обеспечивающий доступ всем желающим. Особенностью данной концепции является наличие у объектов музейной функции, которая дополняет коммерческое использование научно-исследовательской деятельностью. В парадных залах главного здания каждой усадьбы будут восстановлены исторические интерьеры с использованием предметов искусства из собственной коллекции компании — Большого собрания изящных искусств ASG. Все объекты, арендованные или приобретенные компанией, будут связаны в единый туристический маршрут, а также включены в имеющиеся туристические кластеры.
Например, в главном здании усадьбы Аигина и его флигеле разместятся гостиничный комплекс и конференц-зал, в подвале с сохранившимися историческими сводами — трактир. В оформлении помещений реставраторы будут ориентироваться на типичные интерьеры дворянских имений. Номера будут выполнены в аутентичном стиле, и рассчитаны на разную целевую аудиторию от эконом до премиум-сегмента. Трактир, будет филиалом усадебной кухни, рядом с усадьбой будут восстановлены конюшни, и можно будет совершать экскурсии на лошадях в повозках или каретах; и ловить рыбу в усадебных прудах. В главном доме и флигеле разместится бутик-отель. Каждый номер будет индивидуальным: от бывшей комнаты гувернера до спальни владельца имения. Интерьеры оформлены с использованием предметов классического искусства мебели, живописи, декоративно-прикладного искусства.
А усадебный комплекс Тарасково после реставрации станет агротуристическим брендом Каширского района. Несколько десятков Га земельных массивов будут включены в границы усадебного комплекса для развития сельского хозяйства. В первую очередь будут восстановлены главный дом и флигель усадьбы, а также усадебный парк с липовой аллеей, каскад прудов и фонтан, оранжерея и фруктовый сад. Второй очередью проекта станет развитие агротуристического комплекса усадьбы и восстановление его естественных границ в возможных пределах.
«Этот проект даст не столько развитие сельского хозяйства в чистом виде — соревноваться масштабами производства с южными регионами бессмысленно, — поясняет Алексей Семин. — Но сделав упор не на количество, а на качество экологически чистой продукции можно создать уникальный бренд, во главе которого будет стоять усадьба Глебовых с уникальной историей и архитектурой».
Уcадьба Тарасково
Коммерческая привлекательность
«Коллекционирование» усадеб — дело непростое. Ждать ли тут быстрой отдачи? Вряд ли. Это процесс на «долгую перспективу».
«В любом случае усадьбы никогда не будут соперничать с гостиницами и домами отдыха и здесь требуется другой подход, — говорит Алексей Семин. — Сегодня доходность в несколько процентов, которую способен дать усадебный комплекс, будет ниже, чем доходность от инвестиций в современные торговые и гостиничные комплексы. Но в ближайшем будущем они могут если не сравняться то, хотя бы не так разительно отличаться. Причем это произойдет довольно быстро. Уникальный восстановленный усадебный комплекс — это весьма мощное капиталовложение, в то время как быстро возведенный типовой проект гостиницы или торгового центра через 10 лет, возможно, придется разбирать и строить заново. При том, что усадьбы не могут по своей доходности конкурировать с сетевыми отелями или ресторанами, нацеленными на большой поток посетителей, и стандартные услугу, они могут превратиться в центры туристических кластеров и будут их символами. Пусть номера в них будут доступны только для достаточно обеспеченных людей, но для развития бизнеса будут и другие, рассчитанные на широкие слои населения варианты. Это значит, что не на территории усадьбы, а по соседству можно и нужно построить современный отель. Люди будут посещать усадьбу, пользоваться ее услугами, но проживать уже в стандартных номерах в рамках туристического кластера в радиусе 10–15 км. Усадьба будет некоей Меккой, куда будут стремиться туристы, но размещаться они будут согласно уровню своих доходов. Кто-то захочет почувствовать себя истинным помещиком и провести отпуск или несколько дней в тех же условиях и той же обстановке, какую могли себе позволить богатейшие люди России 100–200 лет тому назад».
У программы «Рубль за метр» в отношении столичных особняков есть свои составляющие коммерческой привлекательности.
«Предлагаемые особняки находится в центральном округе — это всегда ценно, и эта определенная ниша, которая востребована арендаторами, — говорит Александр Болотов. — И арендаторы всегда хотят находиться в таких особняках. Даже в кризисное время он будет меньше всего падать в цене, и всегда будет востребован арендаторами. Если один арендатор по каким-то причинам съедет, всегда найдется другой. Поскольку это нишевый продукт, который в дефиците в истории рыночных взаимоотношений. Для инвестора интерес представляет получение „длинного“ договора аренды на особняк в Центральном административном округе, который всегда будет расти в цене».