Деревянное домостроение в последние годы переживало в нашей стране не лучшие времена. Присутствие серого рынка, отсутствие нормативных баз, сложности с кредитованием.

В настоящее время правительством и ассоциациями предпринимается ряд мер, чтобы не только развить отрасль, но и придать ей новое значение – вплоть до возведения многоэтажных зданий с применением деревянных конструкций. Тем более, именно нашей стране принадлежит около 20% всех мировых лесных запасов, а в последнее время появляются новые высокотехнологичные материалы, позволяющие вывести деревянное домостроение на новый уровень.

Все эти вопросы обсуждались на X Конгрессе Ассоциации Деревянного Домостроения, прошедшем при поддержке Клуба главных редакторов в самом большом в России административном здании с применением деревянных конструкций GOOD WOOD Plaza. Его высота — 6 этажей.

Преимущества деревянного домостроения

Это одна из самых экологичных (как с точки зрения здоровья человека, так и с точки зрения окружающей среды), и дешевых технологий строительства. Эксперты утверждают, что дом из качественно обработанного и просушенного дерева может прослужить десятки лет. Деревянная конструкция более долговечна, чем из металлокаркаса.

А в Европе проекты с деревянными конструкциями имеют преимущество на тендерах перед другими, так как оказывают наименьшее влияние на развитие кислорода в атмосфере.

Немного цифр

Как рассказывает замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, из 120 млн. кв. м недвижимости, возведенной в прошлом году, лишь 12% были построены с применением продукции деревянного домостроения. Для сравнения, в США, Канаде, Японии, и ряде европейских стран, этот показатель составляет порядка 40%, а в отдельных странах достигает и 80%. При этом, по словам Евтухова, и в России есть регионы, где процент деревянного домостроения более солиден — 20-22% — это Карелия, Архангельская и Вологодская области.

В Москве и регионах построено уже немало интересных объектов с использованием деревянных конструкций. Это и самый большой деревянный храм из построенных по программе правительства Москвы «200 храмов», и Физкультурно-оздоровительный комплекс МГСУ, и склад реагентов, и школа в инновационном центре Сколково. С применением деревянных конструкций был возведен и один из крупнейших в стране аквапарк в Новосибирске. Но пока все это можно считать скорее пилотными проектами.

«В России доля деревянного домостроения в общем объеме строительства должна вырасти втрое — до 30%», — убежден Виктор Евтухов.

Методы стимуляции

Как сообщает Виктор Евтухов, намечено введение норм для регионов по возведению социальных объектов из дерева, например, малокомплектных школ и детских учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, а также жилых домов для расселения ветхого и аварийного жилья.

Сейчас такие проекты в большинстве регионов составляют 5-10%, а вот в будущем в региональных программах может появиться требование, чтобы не менее 30% объектов, строящихся в рамках социальных программ с использованием федеральных субсидий, возводились с применением деревянных конструкций.

Важный момент — стимулирование спроса на деревянные дома.

«Наша задача — сделать продукцию деревянного домостроения доступной, — говорит заместитель директора департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса министерства промышленности и торговли РФ Вера Хмырова. — В 2017 году мы будем формировать спрос на продукцию деревянного домостроения, в том числе и регулированием цен».

Что тормозит развитие?

Одна из основных проблем — устаревшая нормативная база. Современные высокотехнологичные материалы из дерева до сих пор классифицируются как пожароопасные, что ограничивает их применение. При этом в той же Швеции пожарные даже имеют права во время пожара входить в дома с деревянными конструкциями так как они, в отличие от других имеют прогнозируемое время обрушения.

В прошлом году вышло в свет два важных документа, существенно влияющих на развитие отрасли: план развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, предложенный в конце 2016 года вице-премьером правительства Александром Хлопониным, где отдельный раздел посвящен как раз деревянному домостроению, и программа заместителя председателя правительства Дмитрия Козака, посвященная проработке нормативной базы.

Также, как сообщает Виктор Евтухов, была проведена научно-исследовательская работа по уточнению норм пожарной безопасности зданий с применением деревянных конструкций, а также создан новый технический комитет по разработке нормативов для материалов древесины.

Как рассказывает заведующий лабораторией центральных несущих конструкций Александр Погорельцев, с 2010 года началась работа по актуализации нормативной базы в строительстве, в том числе и в области деревянных конструкций. В 2011 году появился новый СНИП, а спустя несколько лет — новый ГОСТ 20850-2014, а позже — и другие ГОСТы, «закрывшие» проблему по стандартам для клеено-деревянного домостроения.

«Главным новаторством стало введение понятия класса прочности, — говорит Погорельцев. — До этого у нас было лишь понятие сортов древесины. В 2017 году должен выйти последний ГОСТ, связанный с методом определения прочности клеевых соединений. На этот год запланирована разработка Свода правил по проектированию конструкций с узлами на вклеенных стержнях — такие конструкции имеют повышенную прочность и дают деревянному домостроению возможность выйти на качественно новый уровень».

А вот с еврокодами, по словам Погорельцева не сложилось, хотя определенная работа в этом отношении велась в течение. Европейские чиновники потребовали либо принять еврокоды, но отказаться от всех других внутренних систем, либо отказаться от еврокодов. Что и пришлось сделать, поскольку Россия не может уйти от своей развитой нормативной базы.

В то же время появились и новые прогрессивные материалы — среди них уже упомянутые CLT-панели, где доски склеиваются между собой поперечно. Плиты могут достигать размеров 3х18 м. То есть это фактически готовая стена дома с хорошей несущей способностью и усиленной теплоизоляцией, во многих случаях не требующая внутренней и внешней отделки. Именно этот материал приспособлен для возведения деревянных многоэтажных зданий. И такие материалы требуют своих нормативов.

Впрочем, как утверждает Погорельцев, через пару лет будет сформирован полный комплект нормативно-технической документации, который позволит массово строить с использованием дерева жилые, общественные и производственные здания.

КДК vs CLT

«Производство КДК (клееных деревянных конструкций) достигло пика в 2013 году, после чего на протяжении ряда лет наблюдался существенный спад, — рассказывает руководитель направления клеевых систем AkzoNobel в России, Украине и Казахстане Максим Молчанов — И лишь последний год показал рост примерно на 2%. Не все предприятия пережили этот кризис, с другой стороны производства с высокой долей автоматизации даже увеличили свои объемы».

На самом деле доля КДК в России, по мнению экспертов отрасли, не реализована, учитывая имеющиеся ресурсы.

«В нашей стране производится порядка 430 тыс. кубометров клееного деревянного бруса, — рассказывает генеральный директор компании HolzHouse Николай Юфеев. — А в Европе — более 3,5 млн. кубометров. При этом в последние 3 года наблюдалось резкое снижение потребления деревянных конструкций на российском рынке, поэтому той же нашей компании пришлось развивать направление экспорта. Порядка 7 тыс. кубов мы экспортируем в Италию, Германию и Австрию».

В отличие от КДК, упомянутая выше CLT-технология испытывает неизменный рост в Европе, и отчасти в России, отвоевывая у бетонных технологий свою нишу.

«Прогнозируется, что объем CLT будет уверенно расти в Европе и в России на протяжении ближайшего десятилетия, — утверждает Молчанов. — Это очень перспективное направление».

Деревянные многоэтажки?

Многоэтажные жилые дома с применением деревянных конструкций активно строятся в разных странах мира. В России пока удалось «преодолеть» лишь трехэтажный уровень, если речь идет о жилых многоквартирных домах.

Такие дома были построены, например, в Торжке Тверской области, где компания «Талион Трейдинг» возвела несколько таких зданий для переселения жителей из ветхого аварийного фонда. Дома на 18 и на 21 квартиру были возведены по каркасной технологии с основой из ЛВЛ бруса.

Дома сдавались с полной отделкой. При этом, цена за кв.м составила 36 тыс. руб., что конечно, смешно для Москвы, но вполне ощутимо для Торжка.

Преимущества таких зданий, по словам представителей компании — в долговечности, прочности и надежности каркаса, высокая скорость возведения здания, возможность всесезонного строительства, простота монтажа. Именно применение каркасной технологии дает возможность возводить дома по энергосберегающим технологиям, а также обеспечить повышенную звуко- и теплоизоляцию.

Как считает Виктор Евтухов, деревянное домостроение было бы эффективно при расселении жителей пятиэтажек, которые сейчас видимо, будут достаточно активно сноситься согласно новому проекту.

«Убедить власти столицы будет непросто, но шанс получить определённую долю рынка есть, — говорит Виктор Евтухов. — В той же Финляндии в отношении таких домов существуют отдельные меры и со стороны банков, и со стороны государства».

Речь идет о развитии строительства жилых зданий более трех этажей. Для этого до конца 2017 года собираются разработать и внести изменения в соответствующие нормы проектирования зданий.

«В течение 3 лет возможно решение вопроса о строительстве с применением дерева многоэтажных конструкций. Для этого нужно разработать свод правил», — говорит Александр Погорельцев.

А как у них

Во всех странах существуют свои национальные стандарты по возведению зданий с применением деревянных конструкций. Например, в Швейцарии – это здания не выше 6 этажей, а в Норвегии и Новой Зеландии и вовсе нет ограничений на высотности. В Канаде есть свой национальный стандарт деревянного домостроения — 6 этажей. Тем не менее, в Ванкувере уже возведено 18-этажное здание студенческого общежития. Интересен и опыт Франции, где в строительстве зданий с использованием деревянных конструкций используются разные технологии, позволяющие варьировать этажность.

Так, французский архитектор Матиас Ромвос рассказывает, что в своей работе они используют 3 технологии строительства.

Первое — это каркасная технология, с помощью которой можно возводить жилые здания высотой не более 5 этажей. Возведение таких зданий занимает по сроку не более месяца. Деревянно-балочная конструкция, в отличие от каркаса, помогает воплощать более интересные архитектурные формы и позволяет строить здания высотой уже из 6-7 этажей. Суть метода — сочетание деревянных балок с «утяжеляющими» бетонными элементами в виде, например, лестницы.

И наконец, третья технология основывается на применении нового продвинутого материала - перекрестно-клееной древесины (CLT) , позволяющей возводить здания высотой от 10 этажей. Цена таких проектов, по словам Ромвоса, сравнительно невысока от 1400 до 1700 евро кв. м, в зависимости от выбранной технологии.

Кредитование и субсидирование

Покупательский спрос недостаточно высок из-за отсутствия системы кредитования на покупку деревянных домов, поскольку банки считают такие объекты малоликвидными — как в силу пожаробезопасгости, так и в силу отсутствия четких параметров оценки. Но речь не только о покупателях, а и производителях.

Как говорит Виктор Евтухов, доступное кредитование может стать серьезным способом поддержки деревянного домостроения. В настоящее время прорабатываются механизм субсидирования процентных ставок по займам, выданных на изготовление зданий заводского производства и новые системы кредитования.

«Некоторые меры продержки уже есть, — сообщает Вера Хмырова. — Первое — это субсидирование процентных ставок по кредитам. Эта программа относится к производителям, закупающим продукцию на кредиты, полученные в период с 2011 по 2015 год на оплату госсырья, материалов и запчастей.

Второе — субсидия на компенсацию процентной ставки по комплексам инвестиционных проектов. Условия субсидирования — кредит, полученный в 2014-2016 годах со сроком не менее 3 лет на реализацию инвестиционного проекта, при этом стоимость проекта должна составлять от 150 млн. до 5 млрд. руб. В этом случае мы компенсируем 2/3 ставки.

Существуют также программы по снижению ставки за аренду лесных участков на 50%. Есть и фонд развития промышленности, субсидирующий предпроизводственную стадию проектов».

Отдельным направлением, по словам Хмыровой, является экспорт. Сейчас разрабатывается постановление, которое поможет компенсировать затраты предприятия на экспорт продукции, кроме того наш департамент в 2017 году будет осуществлять поддержку выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе и за рубежом.

А как у них

«Нам уже давно удалость победить дискриминацию в отношении кредитования деревянных домов, — рассказывает генеральный директор самой крупной постоянной выставки домостроения в Австрии Blau Lagune Эрик Бенишек. — Главным было доказать полезность и безопасность таких строений и убедить клиентов в правильности их выбора.

Так, удалось принять законодательные проекты, гарантирующие качество со стороны застройщики и разработать определенные товарные знаки, которые выдаются специальными институтами по контролю. Благодаря этим шагам, теперь с точки зрения банков не существует разницы в финансировании каркасно- деревянного и «обычного» жилого дома.

При этом наши достижения — это 95% частной инициативы и 5% инициативы государства. Мы не ждем от властей многого, а вносим ряд инициатив, к которым прислушиваются — это касается тех же товарных и отличительных знаков».

Особенности страхования

«Существует несколько видов страхования, — рассказывает управляющий продуктом страхования жилых и нежилых объектов «Ресо-Гарантия» Олег Кузнецов. — Это страхование деревянных объектов на период строительства и на период эксплуатации, а также на страхование предприятий, которые занимаются производством деревянных конструкций. Если страхователь юридическое лицо, то в страхование включается себестоимость производимой продукции».

При страховании в процессе строительства страхователем и получателем возмещения является застройщик, а объектом страхования — сам строящийся дом. После сдачи объекта в эксплуатацию, за дефекты со стороны подрядчика, страховщик выплачивает возмещение заказчику. К основным рискам страхования относятся пожар, стихийные бедствия, аварийные события, обрушения конструкций по вине проектировщика, противоправные действия третьих лиц.

При страховании предприятий по производству деревянных страхуются те же риски. Если используются заемные средства, то возмещение получается банком.

Есть несколько факторов, на которые страховщики обращают особое внимание и которые могут повлиять на снижение тарифа и ставки. Это опыт подрядчика и опыт персонала, техника безопасности и соблюдение норм пожарной безопасности на строительной площадке. При этом если сдается не один дом, а целый коттеджный поселок, тариф будет на 20-30% ниже.

Серый рынок

Его проблема стоит в области деревянного домостроения достаточно остро. Как говорит Виктор Евтухов, «серый рынок оттягивает и без того недостаточный спрос и дискредитирует идею деревянного домостроения».

Процент серого рынка в деревянном домостроении составляет порядка 40%, а в дачном сегменте — и до 60%.

В борьбе с серым рынком представители отрасли предлагают, в частности, некоторые маркетинговые шаги и уловки.

«Как маркетолог, я могла бы предложить своеобразный ход — формирование страха потребителей перед серым рынком, — говорит директор по маркетингу компании «Зодчий» Ирина Друнина. — В этом могут помочь видеоматериалы и другие источники, где демонстрировали бы разваленный дом, упавшая балка и т.д. Потребители активно читают, смотрят, делают выводы».

Многие участники рынка говорят и о необходимости образовывать и просвещать потенциального потребителя.

«Поскольку информационное поле в Интернете у нас бесконтрольное, остается работать только в области обучения потребителя. Но если человек решил нанять «левую бригаду» на полях Интернета, он ее найдет», — говорит генеральный директор компании АВ Николай Шашков.

«Самое главное — повышение грамотности потребителя, — соглашается генеральный директор проекта «Open Village» Владислав Копица. — При этом есть и строительные компании, которые обманывают и кидают, и такие объединения играют на руку серому рынку. Мы должны объединить общие усилия в рамках ассоциации, чтобы решать все эти проблемы».

Некоторые же участники рынка предлагают совсем уж жесткие и радикальные меры. Так, Роман Коняхин, директор выставки «Малоэтажная страна», ссылается на опыт Германии, где нет проблемы серого рынка как таковой, но есть частные бригады.

Согласно внутренним правилам страны, строительство изначально должно быть согласовано проектировщиком, который впоследствии выступает и в роли прораба. Он полностью контролирует строительную компанию и следит за правильным подбором строительных материалов, так как на нем вся ответственность за возведение дома.

Даже если строить дом своими силами, присутствие проектировщика обязательно до момента возведения здания под крышу.

А управляющий партнер корпорации GOOD WOOD Александр Дубовенко подчеркивает, что борьба между представителями «серого» и официального рынка ведется в неравных условиях — к представителям первого нет никаких требований, они не платят налоги.

По мнению Дубовенко, государство должно принять меры как по отношению к таким бригадам, которые вынудят их стать «белыми», так и по отношению к заказчикам, пользующимися услугами нелегальных компаний, которые должны столкнуться впоследствии с проблемами, связанными с пропиской или с подключением газа, если речь идет именно о полноценном жилом доме.

Тем не менее, большая часть экспертов уверены, что окончательная и бесповоротная победа серого рынка в деревянном домостроении в нашей стране — это, все-таки, утопия. Ведь в любом случае останутся люди, которые хотят «построить задешево» или обмануть систему,

Но есть и большая категория потребителей, которые хотят надежности, но сталкиваются с недостатком информации на рынке, поэтому надо максимально дать им эту информацию — так можно сформулировать общий подход участников рынка.



Оставить комментарий
Аноним