Новости компанийКто и как разворовывает леса Подмосковья? 100318 April 2006 |
На недавнем совещании по развитию лесной отрасли в Сыктывкаре, которое совпало с визитом в республику Коми президента Владимира Путина, глава Рослесхоза Валерий Рощупкин заявил о том, что в нынешнем году в России будет принята национальная программа по борьбе с нелегальным оборотом леса.
Проблема, что называется, сама лезет в глаза. Предложения о продаже лесных участков под строительство коттеджей в ближнем Подмосковье можно встретить чуть не на каждом шагу. Например, по обочинам Новорижского, Пятницкого, и других подмосковных шоссе как ни в чем не бывало стоят билборды с рекламой: «Элитный коттедж в лесу! Купи участок по соседству со звездой!»
На первый взгляд, такая реклама – типичный пример сознательного введения граждан в заблуждение. Ведь пока заполучить лес в собственность для строительства коттеджа невозможно. Правда, участки с лесом подлежат сдаче в аренду. Но исключительно в культурно- оздоровительных целях либо для организации охоты, сенокошения и сбора ягод. Возводить же капитальные строения и заборы на арендованных участках строго запрещено. Однако давно известно, что строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения и хитроумностью чиновников – мздоимцев. По данным директора департамента маркетинга компании «Инком- недвижимость» Сергея Елисеева, десятая часть всех продающихся в Московской области земельных участков лесные. Четверть всех возводимых в Подмосковье коттеджных поселков строятся в лесных массивах. И это при том, что за последние три года не было ни одного случая перевода земель лесного фонда в земли поселений, где строительство разрешено. Согласно статье 63 Лесного кодекса РФ, такой земельный перевод осуществляется только в соответствии с решением правительства РФ.
Загадочной ситуацией недавно озаботился заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, который пообещал комплексную проверку всех участков лесного фонда Московской области. Еще в прошлом декабре им было заявлено о сокращении площадей Гослесфонда на 45 тысяч гектаров, что прямо свидетельствует о воровстве. Иная позиция у главы территориального агентства лесного хозяйства по Москве и Московской области Сергея Сопина. В недавнем интервью «Московскому комсомольцу» («Кто в лес, кто вылез», МК, 05.10.05) главный лесник Подмосковья вдруг заявил, что «с этими полузаконными решениями (о неправомерной раздаче лесных участков застройщикам –Ю.С.) надо смириться». При этом чиновник Сопин сослался на идею «земельной амнистии».
Согласитесь: заявление более чем подозрительное. Тем более, что сам же Сергей Сопин признает, что только при нем было сдано в аренду около 3 тысяч гектаров лесных участков, судьбу которых никто не знает. Не правильнее ли было бы вначале разобраться с этим распределительным механизмом? Тем более что амнистия, как известно, распространяется исключительно на тех, кто уже признал свою вину.
Начать с того, что Сергей Сопин, как и нынешний глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ Михаил Мишустин, пришел на должность в Мослесхоз из налогового ведомства. О произволе и системе поборов, которые воцарились в землеустроительной сфере с приходом команды Мишустина, сказано и написано уже немало. Такого разгула коррупции, чиновничьего крючкотворства и пренебрежения нуждами людей в земельной сфере не припомнить с ельцинских времен. Так, в Солнечногорском районе, где местный отдел Федерального агентства кадастра возглавляет Зягира Дормидонтова, дошло до возбуждения прокуратурой уголовного дела № 85045 по ст. 170 УК РФ о регистрации незаконных сделок с землей. Выяснилось, что нарушения закона здесь приобрели массовый характер.
Соблазн погреть руки на произвольном кадастрировании подмосковной землицы, что и говорить, велик. В Солнечногорском, Истринском и Крсаногорском районах сотка угодий стоит несколько тысяч долларов. Участок же с лесом – вдвое, а то и втрое дороже. Неудивительно, что руководители местных отделов Федерального агентства кадастра и чиновники Рослесхоза в такой ситуации чувствуют себя хозяевами положения. Ведь если от одних зависит утверждение землеустроительной документации, то в функции главного лесника Сопина и его подручных входит тихая «корректировка» границ лесного фонда. И вроде как не надо разрешения Правительства РФ о переводе лесных земель в земли поселений. Знающие люди говорят, что технология получения лесной земли под строительство коттеджа не такая уж и сложная. Как говорится, дело за ценой вопроса. В Солнечногорском районе, например, распространены так называемые земельные «рокировочки»: это когда владелец пахотной земли договаривается с районным лесником Соловьевым об обмене своих полевых угодий на равноценную территорию, составляющую гослесфонд. Игра стоит свеч хотя бы потому, что лесной участок на 200 – 300 процентов дороже обычного. Для обменной операции, как правило, подбираются одинаковые по площади участки. В общем, чтобы в случае чего комар носа не подточил: если какой комиссии вздумается сверить нынешний кадастр с документами прошлых лет, то формально концы сойдутся. По слухам, у некоторых процесс столь гладко отлажен, что уже ни для кого не является секретом и тариф на «услуги» чиновников. За оформление в собственность сотки Солнечногорского леса с заезжего покупателя запросят около 40 тысяч рублей. В общем, чиновничья голь на выдумки хитра.
На фоне этого широко поставленного земельно-лесного бизнеса излишне задаваться вопросом о том, почему Московская область остается едва ли не единственным субъектом в стране, где до сих пор, вопреки требованиям Президента страны, не согласованы границы лесов. Ведь стоит осуществить жесткую привязку лесов к документам - и чиновничий бизнес рухнет. К слову сказать, служивые «коммерсанты» рангом повыше в этом рискованном бизнесе стараются не светиться. Ходят слухи, что путь за покупкой подмосковной лесной земли к тому же чиновнику Рослесхоза Сергею Сопину пролегает через обязательную аудиенцию с его близкими знакомцами, которые, как говорят, в лесной коммерции творят настоящие чудеса. Запросто может, помочь в оформлении участка с вековым лесом хоть на Рублевке некто Павлович. Есть еще гражданин Гаврилов. В Подмосковье – лицо неприкосновенное: якобы боевой «афганский» товарищ самого губернатора Бориса Громова, хвастает, что имеет большое влияние на Сопина. Правда, в «Боевом братстве» и других организациях воинов- интернационалистов «товарища» помнят как мелкого жулика.
А вот бывшие коллеги главного подмосковного лесника Сопина из налогового ведомства знают этого чиновника, что называется, как облупленного. Будто бы на новое место службы - в подмосковные леса Сопин подался не от хорошей жизни, а после скандала с неуплатой налогов фирмами, зарегистрированными в оффшорной зоне «Байконур». Видать, кураторство космического оффшора стало для будущего чиновника Рослесхоза хорошей школой предприимчивости. Как, видимо, и учеба на заочном отделении Налоговой академии, которое Сергей Анатольевич без отрыва от производства не без труда окончил в 2001 году, наконец-то обретя долгожданный диплом о высшем образовании.
Казалось бы, чего странного в том, что бывший налоговик стал начальником подмосковных лесов, ведь его коллеге Михаилу Мишустину, главе Роснедвижимости мытарское прошлое не мешает работать на «благо» Родины? Странно другое: так получилось, что расхищение подмосковных лесов до сих пор возможно именно из-за того, что ведомства двух бывших налоговиков «почему-то» не могут договориться об утверждении границ областных лесов.
В то же время убытки от затянувшегося процесса чиновничьего бизнеса, как ни поверни, ложатся на плечи государства, а значит, и нас с вами, налогоплательщиков.
Источник: издание "ВЕК"