Усадьба Чернышёвых Ярополец
Усадьба Ярополец Чернышевых (к северо - западу от Волоколамска), в полукилометре от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово - парковый ансамбль в первой половине 1760 - х гг. Один из "молодых друзей" Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З. Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца.
В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошли уже существующие церковь с колокольней. Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с "галереей предков" - портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), "храмом" в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Это здание свидетельствовало об увлечении в то время восточным зодчеством ("китайские беседки", всевозможные мавритано-готические башенки и другие затеи). Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой. Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Немного мрачно, но торжественно.
Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг. Стоит ли после такого отстранённого описания вновь возвращаться к жестокой действительности…
Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы… Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем. Что же теперь осталось от "Версаля"? Думаю, Вы видите сами. Унылую картину запустения как нельзя лучше дополняет сказочный ярополецкий парк, с причудливо изогнутыми деревьями...