После такого предисловия уже не очень удивляешься при виде белого классического фасада с пилястрами — пятисотлетние традиции, они, конечно, обязывают. И только через пару минут понимаешь, что с классическим наследием архитектор Гликман обошелся вольно и не без юмора. Часть фасада действительно выполнена в точном соответствии с принципами архитектора итальянского Возрождения Андреа Палладио, но если с одной стороны вилла — классическая, то с другой — абсолютно современная.

Хозяин дома архитектор Александр Гликман. Этот кадр был сделан для приложения «AD Кухни» в 2009 году

«Смысл этого проекта — один дом в другом, — объясняет хозяин. — Кусок стены заходит в интерьер, и здесь тема итальянской архитектуры продолжается. Высокое двусветное пространство, колонны, палладианские капители с Пегасами, кессонированные потолки, грифоны, поддерживающие кухонный остров». При этом в классическую оболочку заключено современное содержание: система «умный дом» управляет всей инженерией, светом, звуком и телевидением.

По отношению к окружающему миру здание действительно ведет себя как разумное существо: оно отвернуто от дороги, обращено к саду и распахнуто навстречу солнцу, которое в наших хмурых широтах появляется нечасто. Александр пожимает плечами и говорит, что это азбука проектирования: любое жилье надо планировать так, чтобы человек мог всегда видеть солнце, потому что солнце — это жизнь.

Спальня, где мы встречаем новый день, должна быть обращена на восток, гостиная, где проводим вечерние часы, — на запад, к закатному солнцу. Если это простое правило нарушается, человек может начать болеть, не понимая, в чем причина. Другое правило, о котором помнит истинный палладианец, — жить как можно ближе к природе.

Классическая вилла — это не что иное, как красивый и богатый фермерский дом, предназначенный для ведения сельского хозяйства. В доме Гликманов сельское хозяйство находится в руках жены хозяина, Маргариты. Ухоженный яблоневый сад и огород, который ежегодно дает богатый урожай огурцов, помидоров и прочих овощей, — ее заслуга. Осенью Маргарита собирает виноград и-де­лает домашнее вино, а в начале лета устраивает спаржевые вечеринки.

Дом у Гликманов по современным меркам небольшой, всего двести пятьдесят квадратных метров. Здесь растут трое детей — Александр в шутку называет их лучшими из своих проектов. Старшему, Даниилу, скоро будет семнадцать, он оканчивает школу, а потом, видимо, будет изучать юриспруденцию. «Я бы очень хотел, чтобы он пошел по пути моей мамы, она была очень известным в Советском Союзе юристом, преподавала в Московском университете, писала книги, по которым до сих пор учатся нотариальному делу», — рассказывает глава семьи. Старшей дочери, Симоне, тринадцать, она неплохо рисует и, по мнению отца, может найти себя в художественном проектировании. Младшей, Оливии, всего пять, и пока непонятно, что из нее выйдет.

Дом растет вместе с детьми — уже готов проект третьего этажа, и мы с хозяином, поднявшись на верхнюю террасу, осматриваем его будущие границы. С верхней точки открывается неплохой обзор окрестностей и видны все четыре виллы, спроектированные Гликманом для соседей по деревне.

Итальянский квартал легко вписался в подмосковный ландшафт, хотя кисти рябины выглядят на фоне классического фасада немного неожиданно. Но самое главное, что архитектура немедленно проявила свою социальную функцию — начала влиять на окружающую действительность.

Сначала соседи смеялись над плоскими крышами и лоджиями, недоумевая, зачем они понадобились архитектору, а затем принялись приводить в порядок собственные дома и участки. Красота, как правильно заметил классик, тем и сильна, что не требует понимания.

Текст: Татьяна Филиппова

Опубликовано в: Architectural digest №11 (123) НОЯБРЬ 2013

В каких поселках Подмосковья живут другие звезды можно узнать на уникальной КАРТЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.



Оставить комментарий
Аноним