Шумовая карта Подмосковья
В Москве и в ближайшем Подмосковье существует так называемая проблема повышенного шума. Ее даже местные власти признают и обещают бороться с ней, чтобы сделать жизнь людей более комфортной и менее проблемной. Вот только для решения сей проблемы пока что сделано не так уж и много.
Еще в конце 2007 года была утверждена концепция «снижения шумов и вибраций в Москве», как утверждают специалисты, в зоне сверхнормативного воздействия авиашума находится порядка 10% площади городской территории, а также прилегающих к столице областей.
Если говорить только о Москве, то в зоне риска сразу же 40 районов столицы, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Восточном и Зеленоградском административных округах. Согласно документам и докладам, превышение нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемое при пролете авиационных судов над жилой территорией, достигает 10–15 децибелов. А нагрузка на уши тех, кто живет в Подмосковье, толком не подсчитана.
И если с другими источниками городского шума — строительными площадками — бороться относительно просто, то с авиашумом дело обстоит сложнее: доказать факты нарушений со стороны авиатранспорта сложно. Причина этого проста — в Москве и Подмосковье практически не ведется мониторинг уровня авиашума. А, следовательно, невозможно получить фактические доказательства, необходимые для возбуждения административных дел по фактам нарушений.
Хотя попытки как-то исправить ситуацию были. Например, в 2008 году депутаты Московской городской думы возмущались тем фактом, что лайнеры нередко срезают маршрут и пролетают прямо над жилыми кварталами не только из-за нелетной погоды, но и из-за желания сэкономить время и топливо, причиняя страдания около 2 миллионам москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Еще пять лет назад для организации мониторинга городские власти решили установить во всех близких к аэропортам районах автоматические станции контроля авиашума. Однако эти планы до сих пор не реализованы. Руководство организации «Мосэкомониторинг» на своем официальном сайте сообщает, что первая автоматическая станция контроля авиашума находится только лишь в стадии создания.
Ни для кого не является секретом, что наибольшие проблемы испытывают жители Москвы и прилегающих населенных пунктов, которые расположены непосредственно под «воздушными коридорами», идущими от трех крупнейших аэропортов: «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».
«Шереметьево»
Начнем, пожалуй, с самого «забитого» рейсами аэропорта — «Шереметьево». Самолеты тут взлетают и приземляются чуть ли не каждые 10–15 минут, а, значит, нагрузка на уши тех, кто попадает в тот или иной «воздушный коридор» (в частности жителей Зеленограда), весьма велика.
Есть еще один тонкий момент, до начала 2015 года руководство аэропорта собирается построить и запустить в эксплуатацию третью взлетно-посадочную полосу. Делается это для того, чтобы разгрузить уже две имеющиеся полосы, которые сейчас эксплуатируют, что называется, «и в хвост, и в гриву».
Третья взлетно-посадочная полоса аэропорта «Шереметьево» непременно увеличит зону его шумового и экологического воздействия. В этой самой зоне окажутся не те населенные пункты, которые планируют снести, а уже существующие и строящиеся жилые массивы и даже целые микрорайоны.
Аэропорт «Шереметьево» и прилегающие к нему территории условно делятся на четыре категории: «А», «Б», «В» и «Г». Именно последняя в настоящее время считается наиболее шумной. Более того, ведение в ней жилой застройки запрещено в связи с негативным воздействием на здоровье людей. Но какая бы ни была зона, люди у нас живут везде.
Как утверждают в Центре экологических инициатив, в зону «Г» входят следующие населенные пункты и микрорайоны с вполне сформировавшейся застройкой: Лобня, Новоподрезково, Сходня, Долгопрудный, Усково, Кирилловка, Юрлово, Козино, Рузино, Лугино, Горетовка, Бакеево, Лунево, Носово, Черная Грязь, Водники, Виноградово, Сумароково, Еремино и Шолохово. А львиная доля новостроек расположена в Лобне, Долгопрудном, а также в микрорайонах Химок Новоподрезково и Сходня. В общем, надо серьезно подумать и изучить карту, прежде чем покупать недвижимость на этом направлении.
Можно пройтись и по коттеджным поселкам. Поселок таунхаусов «Фирсановка Life» расположен прямо под шереметьевской глиссадой, коттеджный поселок «Еремино» расположен в 12 км от аэропорта, прямо над траекторией взлета самолетов.
«Домодедово»
По общему признанию специалистов, достаточно шумным является и второй по величине и пропускной способности московский аэропорт — «Домодедово». В «Домодедово» в скором времени будет построена третья взлетно-посадочная полоса, которая будет принимать самолеты чуть ли не круглые сутки. При этом вторая взлетно-посадочная полоса, построенная в далеком 1968 году, может эксплуатироваться только до середины 2014 года, после чего ее необходимо закрывать на реконструкцию. Так что строительство третьей полосы — не прихоть, а необходимость. Ведь этот аэропорт всегда загружен, что называется, «под завязку». И, как советуют специалисты, покупать загородный дом в радиусе 5–8 км от «Домодедово» просто неразумно. Деньги будут потрачены, но покоя не предвидится.
Интересно, что некоторые неудобства от аэропорта «Домодедово» иногда испытывают даже жители населенных пунктов, которые находятся довольно далеко от взлетно-посадочных полос. Например, когда меняется воздушный коридор и самолеты подлетают к аэропорту мимо Бронниц, то в городе зачастую бывает весьма шумно. То же самое можно сказать про окрестности Подольска и Климовска — тоже иногда сильно грохочет.
А вот список населенных пунктов, которые периодически попадают в шумовые зоны при взлетах или посадках воздушных судов: Артемьево, Рождественское, Степанчиково, Заборье, Шебанцево, Авдотьино, Никитское, Ловцово, Буняково, Лямцево, Кутузово, Пестово, Яковлевское, Шувайлово, Татарское, Истомиха, Жеребятьево и Воскресенское.
«Внуково»
Далеко не все так просто и с аэропортом «Внуково», который довольно активно борется за первенство в перевозках пассажиров с «Шереметьево» и «Домодедово». Летом 2011 года жители Ново-Переделкино направляли письма руководству «Внуково» по поводу шума от пролетающих самолетов. После этого руководство аэропорта выступило с заявлением, в котором сетовало на… незаконную застройку в приаэродромной территории. То есть, за последние 20 лет несколько тысяч человек приобрели жилье на приаэродромной территории и проживают в заведомо вредных условиях, связанных с воздействием авиационного шума. Естественно, что в возникновении этой проблемы руководство «Внуково» обвиняло местные муниципальные власти, которые нарушали законодательство и раздавили разрешения на застройку.
Более того, во «Внуково» даже провели своеобразное расследование, в ходе которого выяснилось, что у владельцев многих объектов имеется согласованный землеотвод и разрешение на строительство, но отсутствует разрешение гендиректора ОАО «Аэропорт Внуково». А без этого вообще нельзя строить, потому что никто не гарантирует в этом случае тишины. Как сообщили корреспонденту «DOMzaMKAD.ru» в пресс-службе аэропорта «Внуково», нарушения были выявлены во многих населенных пунктах: — Внуково, Абабурово, Лапшинка, Давыдково, Шарапово, Соколово, Марушкино, Анкудиново, Большое Свинорье, Бурцево, Аннино, Картмазово и Саларьево. Список действительно впечатляющий.
А если учесть, что со стороны Москвы аэропорт «Внуково» буквально зажат жилой застройкой районов Солнцево и Ново-Переделкино, то единственная возможность для взлета самолета — это двигаться в направлении области. А это может означать лишь одно — самолеты из аэропорта «Внуково» будут мучить шумом людей, которые имеют недвижимость в районе Киевского шоссе.
Есть и еще один немаловажный момент, который необходимо учитывать. Дело в том, что одна из реконструируемых взлетно-посадочных полос аэропорта «Внуково» идет чуть ли не параллельно Киевскому шоссе. Но с середины 2014 года самолеты вновь начнут взлетать и садиться, и это принесет множество неудобств всем тем, кто живет на Киевском шоссе.
Также можно привести несколько примеров коттеджных поселков, которые страдают от аэропорта «Внуково». Так, поселки «Клубничные поля» и «Черничные поля» находятся в непосредственной близости от аэропорта. По утверждениям специалистов, максимальный шум от взлетающих и садящихся самолетов здесь может доходить чуть ли не до 83 децибел.
Довольно шумно и в деревне Акинтшино, недалеко от которой построен поселок под названием «Променад». В этом районе мало тишины, потому что именно здесь самолеты маневрируют при взлете и посадке. А, значит, 80 с лишним децибел обеспечены.
В своеобразной зоне риска и поселок таунхасов «Бристоль», он расположен на удалении всего лишь 2,800 км от взлетно-посадочной полосы. И здесь максимальный шум равняется 85 децибелам.
Как пояснили в пресс-службе аэропорта Внуково, застройщики и сейчас должны проводить согласование с директором аэропорта, но делают это не всегда. При этом муниципалитеты, выдавая разрешения, не учитывают требования Воздушного кодекса. Как говорят в пресс-службе аэропорта, согласование строительства со стороны Росавиации является логичным, так как именно она отвечает за авиационную безопасность. Осталось только получать от нее «добро» при возведении каждого коттеджного поселка. Чтобы потом не было проблем.
Так что, обдумывая покупку на Киевском шоссе, стоит скрупулезно изучить вопрос полета самолетов из Внуково. Иначе можно столкнуться с очень неприятными и весьма шумными сюрпризами.
Впрочем, есть в Подмосковье и действительно спокойные уголки. Речь идет о Новорижском и Рублево-Успенском шоссе, жителей которых самолетный грохот практически не затрагивает. Более того, над Рублевкой полеты вообще запрещены, да и Новорижское шоссе тоже попадает в эту благословенную зону. Некоторые эксперты, шутят, что для жителей Новой Риги это своеобразная компенсация за масштабную реконструкцию трассы и большие пробки.
Одно только омрачает хорошее настроение жителей Новорижского и Волоколамского шоссе. Есть информация, что в скором времени собираются построить новый аэропорт бизнес-авиации в районе трассы для авто и мотогонок Moscow Raceway. Впрочем, официального подтверждения этому нет.
Также важно помнить, что в Москве, кроме «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково», есть еще пять небольших аэропортов. Это «Быково», «Мячково», аэропорт частной авиации «Раменское», военный аэропорт «Чкаловский» и «Остафьево». Шума от них, конечно, не так много как от первой тройки. Но некоторые неудобства жителям Новорязанского, Каширского и Варшавского шоссе они способны доставить.
Также известно, что районе Мякинино строится площадка для вертолетного такси. Также настоящим бедствием для жителей Красногорска стали военные вертолеты, которые с завидной регулярностью пролетают над городом.
Из всего можно сделать только лишь один вывод. Перед покупкой подмосковной недвижимости необходимо очень тщательно изучить не только карту местности, но и карту полетов. Сделать это надо для того, чтобы «увернуться» от «самолетных коридоров». И если есть малейший намек на то, что может быть шумно, лучше отказаться от покупки. Иначе потом жизнь осложнится, и ничего с этим нельзя будет поделать. Так что, изучайте карты — иного способа обезопасить себя от шума взлетающих и приземляющихся самолетов еще никто не придумал.
Автор: Георгий Трушин