Русский классицизм семьи Борщевских
Борис Юрьевич, испытывали ли вы какой-нибудь дискомфорт при таком глобальном переселении из московской квартиры в большой загородный дом?
Непривычно. Я родился в квартире деда, в «доме РАППа», Российской ассоциации пролетарских писателей. Сам дед, основатель э РАППа, был арестован и погиб в 37 году, от квартиры семье оставили только крошечную комнатушку домработницы. Вот там я и родился. Мы жили вчетвером, комнату перегораживали шкафами. Конечно, я не привык к «просторам».
Как выбирали место?
Каждое лето мы снимали здесь, в Переделкино, дачу, причем ее уровень варьировался в соответствии с доходами — если снимали кино, дача была «хорошая, с теплым туалетом», если нет — довольствовались сарайчиком. Поэтому вопрос «где хотеть дом» перед нами не стоял — конечно, здесь. Мне очень нравится, что в этом поселке не сплошь особняки, а идет «черезполосица» — красивые, недавно выстроенные дома перемежаются со старыми дачами, зелеными заборами — в этом есть своя теплота.
Трудно было купить здесь даже тогда, в начале 2000-х?
Все время что-то не совпадало: когда не было денег, предлагались к продаже хорошие участки, когда они появлялись, не было ничего. А однажды у нас на даче сидели гости, и вдруг поздно вечером во двор заходит сын нашей помощницы по хозяйству и говорит: «Я был в гостях, они сказали, что вроде бы хотят землю продать». Мы сорвались с места и побежали. Оказывается хозяева, у которых он был в гостях, сначала долго интересовались, не бандиты ли мы. Участок понравился сразу. Купили. Потом привезли туда инженеров и стали задавать им какие-то вопросы про фундамент, ленточный он должен быть или… А они все молчат и молчат. А потом говорят: «Знаете, лучше всего вам его сейчас побыстрее кому-нибудь «впарить» - здесь болото, строить – мучение, и жить тоже нельзя будет». Я прорыдала всю ночь. А утром Дима говорит: «Знаешь, в Питере целый город на болотах построили, а мы что, один дом не осилим?» Те два года, которые строился дом, мы практически ничем кроме него не занимались. Когда осушали болото, грунт подняли сантиметров на десять.
Надо же — полное ощущение, что дом по-настоящему «старый»
Д.Б: Шестой год живем. Вообще-то я люблю жить в гостиницах, провел там пол-жизни. Но у нас с Наташей всегда была «всеобщая любовь» — это квартира Пушкина на Мойке. Когда мы задумали строить дом, решили что у нас будет только простой российский интерьер: прямой, с разделенными комнатами, с закрывающимися дверьми, чтобы можно было «как Пушкин целый день лежать на диване и ничего не делать, и никто бы тебя при этом не видел» — это ведь и есть его главная работа — он думает. Такие дома в первой трети девятнадцатого века строили себе обедневшие дворяне.
Н.В: В нашей семье никогда не было не только дома, но даже садового участка Я всегда знала, что если посчастливиться, и у нас будет дом, он будет в стиле старой Московской «околостоличной» усадьбы. Дома под Питером имеют несколько другой колорит: они северные, есть какая-то направленность к Прибалтике, к готике. А Подмосковье — совсем другое, московское дворянство тоже ведь было более «домашним» — дворянство «второй столицы», не «первой», и архитектура у него более теплая, «бытовая». Мне кажется, что с нашим грустным осенним «пейзажем Чайковского» лучше всего сочетается стиль русского классицизма.
Этот дом — больше «ностальгия по «Войне и миру», или по детству?
НВ: Генная память… Моя мама, которая пол-года успела пожить здесь, (ей был 91), в первое утро сказала мне: «Знаешь, в последний раз я так спала в пять лет в имении моих бабушки и дедушки». В доме есть ее фотографии, и бабушкины… Еще здесь есть моя ностальгия и приверженность к старому времени, я обожаю время связанное с покоем, до 14 года, до первой мировой войны. Музыка жизни была другая. Даже в 60 годы — люди ведь гораздо медленнее тогда перемещались!
В хайтековской архитектуре много нерва и холода. Когда приезжаешь сюда, открываются ворота и я вижу этот дом в огнях, душа успокаивается. Для меня классицизм согласован еще и с ощущением семьи.
Спросите любого из нас, сколько раз мы переезжали. Сейчас, когда появились дома, я очень надеюсь, что это дух семьи возродится. Я однажды сделала небольшую перепланировку и сделала себе кабинет в комнате внука. Когда он вошел и увидел другой цвет стен, сказал (ему было три года): «Натуля. Ты уничтожила комнату моего детства».
На стене фото: наша семья в момент заезда в этот дом (в полном составе это 18 человек), я хотела бы чтобы она осталась навсегда на стене этого дома, как начало начал.
Предметы старины, которые есть здесь в интерьере, использовались в фильме?
НВ: Конечно. Здесь много вещей нашей семьи. Муж моей мамы был расстрелян в 37 году, она сама попала в лагерь, естественно тогда пропало почти все, но что-то сохранилось у бабушек. Когда снимался сериал «Московская Сага», я специально привозила эти предметы в «дом Градовых», именно они создают обжитость, уют. А старинные портреты моих бабушки и дедушки снимались в «Саге» как портреты предков Градовых. Все наши знакомые говорят, что невозможно разъединить историю Градовской семьи и нашу.
Я знаю, что тот же самый архитектор, который строил ваш дом строил и «дом в Серебряном Бору» в «Московской саге».
НВ: Когда начинали строить наш дом, я знала точно, что хочу, но все архитекторы говорили, что на ограниченном участке (это сейчас мы к нему «прирезали» еще территорию), строить односторонний дом с анфиладным принципом комнат крайне неразумно. Я понимала, что боец я не стойкий, что они меня уговорят, а я потом всю жизнь буду ненавидеть этот дом. И тогда один наш друг, художник, рекомендовал Алену Табакову архитектора по образованию, работающую в кино на исторических фильмах (к тому времени она уже сделала «Русский бунт», и «Ближний круг»). «Мне очень нравится эта идея — сказала она нам, — но я никогда не использовала в строительстве других материалов, кроме папье-маше, и я все время буду предлагать вам сделать сдвигающуюся стену «для хорошего отъезда камеры». Я поняла тогда: Алена — это тот человек, который нам нужен. Мы расцеловались и начали работать. Она действительно совсем не разбиралась в стройматериалах и коммуникациях — только проходила это теоретически в институте. Наш дом был первым «настоящим», который Алена построила, зато теперь строит дома вовсю.
Но как вам, коренным москвичам было привыкать к загородной жизни? К пробкам на дорогах?
ДБ: Привыкали жить в этих условиях. Когда стало очень туго со временем, мы перенесли монтажную сюда, арендовав соседний дом. Конечно, мы стали намного меньше успевать. Когда ты просыпаешься в центре Москвы, жизнь другая, ритм задается другой. Здесь мы сместили график, позже выезжаем, позже возвращаемся, но так как наша семья — киношники, такая жизнь для нас привычна. Кстати, до Мосфильма отсюда очень удобно ехать.
НВ: Для меня главное неудобство жизни в доме — это то, что в нем практически ни на минуту не остаешься одна. Ты не можешь выйти из дома и закрыть его на ключ как московскую квартиру — к сожалению такая ситуация в стране и в городе, что здесь всегда должен кто-то находиться, хотя бы для того чтобы следить за котельной или переходить на автономную систему электричества, когда в поселке вырубают свет. Конечно, у нас есть флигель для живущих здесь постоянно людей, но это не спасает. Дошло до того, что (и мне, и мужу по штату полагается персональная машина) от водителя я отказалась раз и навсегда, только потому, что это позволяет хотя бы на время дороги остаться одной, сосредоточится, подумать о чем-то, в конце концов, позвонить подруге, у которой проблемы в личной жизни, чего не хотелось бы обсуждать «на людях».
Кто-то делал ландшафтный дизайн участка?
ТВ: Все так и было — огромные сосны, березы — это ведь старый, середины прошлого века участок. Кусты выбрала и посадила сама, здесь совершенно нет цветов, (вот посадила неделю назад мелкие астры, так уже завяли!) Сирень у крыльца простая, не привитая, в мае здесь все цветет. Пробовала заняться ландшафтом — присылают какие-то сложнейшие дизайн-проекты с гротами, камнями, альпийскими «горами» и экзотическими цветами — в общем все то, чего я терпеть не могу — пять лет уже не могу добиться золотых шаров и ромашек! Так что если кто-то из ваших читателей захочет предложить нам свои услуги в этой области, будем рады и счастливы — милости просим!
В каких поселках Подмосковья живут другие звезды можно узнать на уникальной КАРТЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.
В статьи использованы фото Александра Камачикна.
Историко-культурный багаж известного писательского поселка Переделкино настолько богат и разнообразен, что вполне способен лечь в основу сценария многосерийного художественного фильма. Причем, авторы такого интереснейшего проекта с чистой совестью могли бы сказать, что «картина основана на реальных событиях».
Именно этот стародачный писательский дух, благоприятный природный ландшафт, плюс близость к столице и влекут в Переделкино покупателей недвижимости, которая здесь, кстати, весьма неоднородна по своим характеристикам. Со старыми деревянными дачами соседствуют современные дома и элитные новостройки. Бонусом к ветхим строениям нередко идут солидные земельные участки, поэтому, как правило, объекты из Переделкино если и появляются на рынке, то совсем недолго ищут новых владельцев.
Конечно, качество строительства и оснащения старых дач не составляет никакой конкуренции современным дорогим загородным домам. Однако дом с историей стоит в полтора-три раза дороже, чем аналогичного уровня обычный дом в соседнем поселке. А ограниченность предложения будет играть на поддержание сравнительно высоких цен. Например, в 2002 году, участки в Переделкино стоили $8.000–10.000 за сотку, а на сегодняшний день уже $40–70 тыс.
Несмотря на такие высокие цены, спрос намного превышает предложение. На рынке старых дач формируются негласные очереди из желающих купить участок. Тем не менее, по количеству сделок рынок старых дач нельзя назвать активным. За сезон продается 1–2 участка на всех стародачных поселках Подмосковья.