Родные хоромы российских чиновников-"лишенцев", попавших под санкции ЕС и США
«Лебединое озеро» Владислава Суркова
После присоединения Крыма к России Запад принялся вводить точечные санкции против представителей нашей элиты. Теперь попавшим в черный список Майами и Европа будут только сниться, о зарубежном бизнесе, домах и вкладах тоже останется только мечтать. Мы посмотрели, в каких условиях живут лишенцы и убедились, что, во-первых, к жизни за железными занавесами, точнее заборами, им и без того не привыкать, а во-вторых их и здесь неплохо кормят.
К Суркову по «Грибово»
Около двух гектаров земли, два особняка и отдельный дом для охраны: усадьба помощника президента Владислава Суркова, оформленная на его супругу бизнесвумен Наталию Дубовицкую, находится в крохотном коттеджном поселке «Лебединое озеро», которого нет ни на одной карте.
На все «Озеро» приходится с десяток домовладений, которые входят в огромный подмосковный комплекс премиум-класса «Грибово» (150 га корабельных сосен). Просто так, с трассы, попасть туда невозможно. Не позволяет многоуровневая система безопасности, включая патрулирование территории.
— Только по пропуску, — безжалостно отрезает секьюрити на КПП. — А то генерал Федоров увидит, скажет: «Почему посторонние на территории?»
В обход бдительного генерала нам все же удалось пробраться в «Грибово»: общая территория, детские площадки, прогулочные зоны. В противовес многим другим подобным местам — весьма уютно. Правда, каждые пять метров натыканы видеокамеры, а на каждом втором перекрестке — будки с охранниками, которым, сразу видно, есть что стеречь. Дома в стиле хай-тек и венецианских палаццо, русские терема и готические замки…
Особняки самого Суркова находятся в глубине комплекса — не только за семью зАмками, но и за семью замкАми: мало того что на въезде на улицу Лебединое Озеро стоит еще один шлагбаум, так прямо у поместья чиновника эту улицу перекрывают массивные четырехметровые ворота. Словом, без приглашения не войдешь. Соседи и не ходят. Живущий через дорогу адвокат Анатолий Кучерена сделал вид, что не только не был в гостях у Суркова, но даже не знает, где тот обитает.
Непосредственно в «Лебедином озере», помимо Суркова, опустил якорь еще один политический старожил — бывший спикер сената Владимир Шумейко. Среди прочих известных жильцов «Грибово» — олигарх Андрей Мельниченко, режиссер Юрий Грымов, певец Юрий Антонов, еще один помощник Путина — Игорь Левитин (у Левитиных тут неожиданно один из самых скромных -. 544 кв м — и невыразительных коттеджей).
Собственно Лебединое озеро в «Озере» тоже есть. Участок Суркова с отдельным причалом находится как раз на его берегу. Правда, на зиму лебедей перевели в более теплое место, но и без них все выглядит не хуже, чем в европах.
«Новый дом» Глазьева
Помощник президента по Украине Сергей Глазьев тоже еще до того, как попал за опущенный перед ним Западом железный занавес, поселился как за каменной стеной. Точнее, просто за каменной стеной. За забором его поселка «Новый дом» в подмосковном Шульгино (той его части, что разместилась в лесу) всего-то 4 жильца. С Рублевского проезда эта территория (200 на 200 метров) выглядит неприступной цитаделью. Стена высотой метров семь и двое массивных ворот. Со стороны леса, окружающего дома с трех сторон, забор, правда, поскромнее, но и из-за него видны лишь крыши.
— Вы будете поражены красотой окружающего реликтового леса, а уровень комфорта приятно вас удивит и позволит сохранить привычный уклад жизни, — расхваливают окрестности риелторы.
В апреле 2012 года, накануне инаугурации Путина, 28,6 сотки и дом в 869 кв. м купила в Шульгино супруга Глазьева, Оксана. Рыночная стоимость земли в этом районе доходит до 100 тысяч долларов до сотку, то есть один только участок должен был обойтись чиновнику где-то в 100 млн рублей. Прибавьте к этому стоимость элитного особняка. Недешево получается.
При этом в том же году чиновник задекларировал семейный доход примерно в 4 миллиона. Откуда у Глазьевых нашлись средства на столь дорогую покупку, можно только догадываться. Однако соучредителем некоммерческого партнерства «Новый дом» в документах значится ЗАО «Юрконсалтингаудит», через фирму «Зеленая поляна» связанное с бизнесменом Анатолием Оружевым. В бизнес-среде Оружев известен как деловой партнер друга Путина Геннадия Тимченко, вслед за Глазьевым тоже попавшим под санкции. Кстати, этот самый Оружев живет в соседнем с Глазьевым доме.
«Петрово» Матвиенко
Земля в дачном поселке «Петрово-Дальнее» (на территории одноименного пансионата Управделами президента) была у нынешнего спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко уже давно, с 2000 года. Но к 2010-му появился еще и дом. Судя по всему, на месте старой госдачи № 8 выросла новая с отдельно стоящим хозблоком.
Одноименный пансионат при слиянии Истры и Москвы-реки входит в оздоровительный комплекс «Рублево-Успенский» и считается одним из красивейших мест Подмосковья. Неслучайно именно здесь предпочли осесть разные люди, известные как в прежние времена, вроде экс-полпреда президента Ильи Клебанова, так и в нынешние, вроде главы СВР Михаила Фрадкова (у разведчика тут один из лучших участков). Владеет домом в Петрово-Дальнем и мама режиссера Карена Шахназарова (вдова советника Горбачева).
— В окрестностях расположено пять златоглавых церквей, что позволило назвать в народе эти места благостными, — заверили в «Рублево-Успенском», но огорчили, что те дачи, которые чиновники еще не успели тут приватизировать, даже арендовать сегодня нельзя. — Очень престижный курорт, и все сейчас занято.
Зато нашелся вакантный домик в закрытом дачном поселке «Ильинское», который также находится в ведении кремлевского Управделами: месяц аренды небольшого двухэтажного 170-метрового коттеджа стоит 250 тысяч рублей в месяц.
В каких поселках Подмосковья живут другие звезды можно узнать на уникальной КАРТЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.
— Зато в «Ильинском», как и в «Петрово-Дальнем», хорошая охрана, и без пропуска туда ни один посторонний не попадет. Опять же круглосуточный патруль, — пояснили в оздоровительном комплексе. — Дач там, правда, много, все-таки 10 га соснового леса, но соседи хорошие.
Один из таких хороших соседей — Алексей Громов, первый замглавы администрации президента, еще один фигурант черного списка. У чиновника здесь — жилое строение без права регистрации площадью почти в 1000 кв. м. Не исключено, что под удар Запада вскоре может угодить и другой жилец «Ильинского» — Михаил Зурабов, посол России на Украине, у которого в поселке есть дворец в 1359 кв. м. Но если Зурабов пришел в политику из бизнеса, то на какие средства приобрели дачи госслужащие Громов и Матвиенко — опять-таки непонятно.
«Весна» патриархов
Председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, которому западнее СНГ выезжать отныне запрещено, в своих декларациях исправно указывает принадлежащий ему скромный участок размером в 12 соток, расположенный в уже менее скромном рублевском дачно-строительном кооперативе «Весна». Продавцы элитной недвижимости называют ДСК «прекрасным образцом комфортного проживания на лоне неповторимой по своей красоте природы».
Вот только спутниковая карта участка Слуцкого не совсем совпадает с картой кадастровой. На снимках из космоса он кажется вдвое больше: на нем помещается не только указанный в декларации депутата дом почти в 800 кв. м, но и пристройка с лужайкой.
У сенатора-миллионера Андрея Клишаса, который в СовФеде возглавляет комитет по законодательству, и без Америки с Европой есть куда поехать. У его семьи в России как минимум четыре дома и пять квартир. Самый большой особняк (1173,8 кв. М) расположен в районе поселка Горки-2, на землях ЗАО «Стройиндустрия», впритык к поместью Елены Батуриной (супруге Юрия Лужкова, в отличие от Клишаса, противопоказан не въезд в Европу, а выезд из нее).
Но если в «Стройиндустрии» компанию Клишасу составляют все больше бизнесмены, то в коттеджном поселке «Пестово», точнее в самом роскошном квартале поселка, который называется Dolce Villa (комплекс вилл в средиземноморском стиле на берегу водохранилища), его сосед носит известную и в Совете Федерации фамилию Фетисов.
При этом у сенатора Фетисова пестовская недвижимость в декларации не указана, но ничего криминального в этом нет. Собственником участка в 73 сотки в Росреестре значится Александр Максимович Фетисов. Так зовут отца легендарного хоккеиста. На рынке цена такого участка доходит до 3 миллионов долларов (без стоимости дома). Мытищинское направление в последнее время вообще становится модной альтернативой Рублевке. Тем более что охрана поселка, как заявляется, на высоте.
— Даже ширина улиц символична, — пояснили в «Пестово». — Она составляет 21 метр, ведь именно такова ширина самой большой яхты в мире — роскошной Eclipse.
Вот только еще одно рекламируемое достоинство «Пестово» — возможность выхода из здешнего яхт-клуба «в основные акватории Европы» — не для всех местных жителей теперь актуально.
Дом не на набережной
У другого чиновника, попавшего в черные списки, вице-премьера Дмитрия Рогозина, ни собственной дачи вроде бы нет, ни квартиры. По прошлогодней декларации он, по сравнению со своими коллегами, практически лузер, однако…
Несколько недель назад Рогозин разместил в фейсбуке пришедшее ему уведомление о транспортном налоге, в котором был указан адрес его служебной квартиры — Большой Тишинский переулок, 10/1. 225,5 кв. м в этой высотке чиновник указал в декларации как находящиеся в пользовании. Среди риелторов здание более известно как Дом на Тишинке, но по статусу жильцов он способен потягаться с Домом на набережной 30-х годов прошлого века.
«Это 22-этажное монолитно-кирпичное здание выполнено в благородных темно-коричневых тонах, — гласят рекламные проспекты. — При этом цоколь отделан натуральным камнем, а при отделке фасада использовались мозаичные элементы и штукатурка. Внутреннее убранство также декорировано с использованием высококлассных материалов, что подчеркивает высокий статус жильцов дома «.
Квартиру над Рогозиным получил от Управделами президента глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, рядом с которым поселился замминистра иностранных дел Игорь Моргулов. Кроме них, в ведомственном доме обосновались экс-министр регионального развития, а ныне пермский губернатор Виктор Басаргин, зампредседателя правления Газпрома Александр Медведев, министр промышленности Денис Мантуров, заместитель генпрокурора Николай Винниченко и прочие ответственные товарищи, включая спикера Госдумы Сергея Нарышкина, которому, как и Рогозину, запрещено иметь недвижимость в странах Запада.
Квартира с такой площадью, как у Рогозина, размером в 4 комнаты, находится во втором подъезде дома, на 9-м этаже, с которого открываются панорамные виды на Белый дом и Москву-сити. Всего на площадке — по 3 квартиры. Непосредственным соседом Рогозина при расселении оказался челябинский экс-губернатор Михаил Юревич. После серии коррупционных скандалов Юревич ушел недавно в отставку, но очутился не в тюрьме, а в Госдуме. Как говорят в Челябинске, подсобили московские протеже.
Впрочем, с 5 декабря прошлого года у квартиры Рогозина новый владелец. Судя по всему, чиновник таки приватизировал служебное жилье и выставил его на продажу. Поскольку в собственности квартира была менее 3 лет, остается надеяться, что он, как и положено по закону, заплатит со сделки налог (13%) и укажет в ближайшей декларации полученный доход (более 100 млн рублей — на столько в Доме на Тишинке тянет жилье подобного метража).
Несмотря на утрату соседа, оставшиеся квартиранты могут чувствовать себя в безопасности: круглосуточный видеомониторинг по периметру и военизированная служба охраны надежно ограждают слуг народа непосредственно от народа. По сути они сами уже давно поставили перед собой невидимый железный занавес. Только прежде занавес защищал их, а теперь начинает защищать уже от них.
Черный список
В ответ на поглощение Россией Крыма Европейский союз (17 и 21 марта) и США (20 марта) объявили о введении против группы россиян санкций, которые включают замораживание их зарубежных активов и введение визовых ограничений. Из числа федеральных чиновников и парламентариев в списки попали:
сотрудники кремлевской администрации С. Глазьев, В. Сурков, А. Фурсенко, А. Громов, С. Иванов и В. Кожин;
сенаторы В. Джабаров, А. Клишас, Н. Рыжков, Е. Бушмин, А. Тотоонов, О. Пантелеев и В. Матвиенко;
депутаты С. Миронов, С. Железняк, Л. Слуцкий, С. Нарышкин и Е. Мизулина;
военные А. Носатов, В. Куликов и. Сергун;
глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов;
вице-премьер правительства России Д. Рогозин.
Автор: Ролдугин Олег
Опубликовано в © "Собеседник", 02.04.2014.