Пермакультура в России и Подмосковье: перспективы и сложности
Пермакультура — направление, уже давно развивающееся в Европе, а совсем недавно появилось и в России. Его идеологом является австрийский фермер Зепп Хольцер, который много лет назад отказался от традиционного ведения сельского хозяйства и создал свою систему, в основе которой лежит наблюдение за природой и следование ее законам. Этот тип ведения аграрного бизнеса основан на взаимосвязях, существующих в естественных экосистемах.
Фермер Зепп Хольцер - идеолог пермакультуры
Пермакультура отказывается от использования химических удобрений, при этом, не пренебрегая использованием сельскохозяйственной техники. Среди ее идей — организующая сила человеческого разума вместо мускульной силы, многофункциональность, в рамках которой каждый элемент природы выполняет несколько функций.
«Даже свиньи работают у Хольцера многообразно, — рассказывает ученица австрийского фермера и один из учредителей Центра пермакультуры Зеппа Хольцера в России Юлия Лосикова. — Они вспахивают землю своими пятачками, и удобряют землю естественным образом».
Также в основе пермакультуры — рациональное использование энергии и природных ресурсов, как и активное участие естественных потоков и круговоротов.
«Например, Хольцер использует энергию воды и строит волнистые гряды с изгибами, которые тормозят ветер в нужном направлении, — говорит Лосикова. — Пруды же организуются им таким образом, чтобы вода насыщалась кислородом для рыбы».
В рамках направления приходится меньше тратить времени на выращивание растений, так как они сами помогают друг другу. Можно значительно сократить и время на борьбу с сорными травами, которые регулируются самой природой. Пермакультура предполагает уважительное отношение как к растениям, так и к животным. Хольцер советует ставить себя и на место свиньи, и на место дождевого червя.
Кстати, по словам Лосиковой, в его хозяйстве используется метод гуманного убоя, в процессе которого животные до последнего момента получают удовольствие от жизни и не чувствуют приближение конца.
Также Хольцер предлагает использовать метод смешанных посадок, так как монокультурность, по его мнению, приносит лишь вред: растения развиваются и плодоносят в одно время, требуя одинаковых питательных веществ, а также конкурируя друг с другом.
Важным моментом является так же грамотное формирование ландшафта, причем любимыми элементами фермера являются земельные гряды и кратерные сады. Все они высаживаются друг над другом ступенями.
И, наконец, интересно, что, несмотря на то, что поместье Зеппа Хольцера в Краметерхофе находится высоко в горах, в суровых климатических условиях, там вызревают абрикосы, сливы, киви. В своем же новом поместье в регионе Бургенланд, расположенном на меньшей высоте над уровнем моря и с более теплым климатом, фермер работает над выращиванием бананов и инжира.
Ферма Зеппа Хольцера
Кстати, Хольцер считает, что пермакультура может обеспечить продовольствием населения примерно в три раза больше, чем нынешнее население земли. По словам Лосиковой, это не просто способ ведения хозяйства, это и особые идеология и философия.
Пермакультура в России
Зепп Хольцер проводит семинары в разных странах мира, в том числе и в России. Как уже было упомянуто, у нас в стране есть центр пермакультуры Зеппа Хольцера.
«Первый семинар нашего центра состоялся в 2010 году, — рассказывает Лосикова. — Зепп Хольцер приезжал в Россию и ранее, но опыт был не очень удачный — имели место сложности на таможне и недопонимание с консультируемыми владельцами земель. Пришлось приложить усилия, чтобы он приехал еще. Мы популяризируем идеи Зеппа и помогаем ему проводить здесь свои семинары. Фермер был во многих городах России: Перми и Казани, Томске и Омске, Ростове и Санкт-Петербурге, Тверской, Владимирской, Тульской областях, в Подмосковье. Но насколько активно сейчас продолжаются его начинания там, я точно не могу сказать, так как существуют трудности и с землей, и с властями».
Да, с пермакультурой у нас в России не все просто. Сам Хольцер считает, что за счет обладания Россией огромными территориями, у нее есть большой потенциал к развитию аграрного сектора. Но климат у нас, разумеется, отличается от Австрии, поэтому опыт Хольцера в данном случае не является универсальным.
Сама Лосикова имеет гектар земли в Чеховском районе в Подмосковье. В какой-то момент ей стало неинтересно традиционное хозяйство, которое она считала непродуктивным, и, проштудировав источники, она нашла информацию о пермакульуре. Юлия нашла Зеппа Хольцера, съездила на семинар в Австрию, затем на семинар в Португалию. Там она познакомилась с россиянами-единомышленниками, в том числе и из Москвы.
«Меня приглашали на годовое обучение, — рассказывает Лосикова. — Но это было сложно технически и материально, и мы сами начали организовывать семинары Зеппа Хольцера в России».
Она выращивает культуры, не свойственные для нашего климата, «по Хольцеру». Конечно, это не инжир и бананы — выращивание таких фруктов в Подмосковье это уже за гранью фантастики. Однако Лосикова выращивает в своем хозяйстве черешню, виноград, адаптированный к нашему климату и выведенный ученым Потапенко на основе амурского винограда, кизил, который в принципе не растет в средней полосе, и даже виргинскую хурму. По ее словам, многие специалисты в Московской области выращивают уже и абрикосы. Конечно, для всего этого требуются дополнительные знания.
«Люди, которые учились у Зеппа Хольцера, находят наших специалистов в России, с соответствующим опытом, и мы дополняем познания от австрийского фермера внутренним содержанием», — поясняет Лосикова.
Конечно, существует вопрос непредсказуемости ведения хозяйства по Хольцеру. В аграрном секторе вообще много риска, а тут надо во всем полагаться на непредсказуемую природу.
«Ничто не достигается сразу, — говорит Юлия. — Когда люди спрашивают нас, где можно ознакомиться с результатами и достижениями, мы просим подождать, пока все это разовьется. Пока по большей части идут эксперименты. В каждом месте могут быть разные микроклимат, и почвы. Хольцер научил нас принципам на основе своего собственного хозяйства, а все остальное — постоянный эксперимент. Только человек, который полностью погружается в процесс и реально заинтересован во всем, может получить результат. Тут не работает принцип колхозных норм. Никто из владельцев хозяйств, в основе которых лежит принцип пермакультуры, себя особо не рекламирует, никому не нужно паломничество в свои угодья. И вообще, сложно всегда называть какие-то цифры относительно существующих по этому принципу хозяйств. К тому же, допустим, у Зеппа Хольцера пермакультура включает весь цикл — в том числе и животных, и аквакультуру, и дикую и домашнюю птицу. У нас же в этой среде, например, много вегетарианцев, то есть животные выпадают из цепочки».
На вопрос, а есть ли у нас, в России известные имена в области, пермакультуры, Лосикова отвечает отрицательно.
«Хольцер родился и прожил в регионе, где находится его ферма, всю жизнь, — говорит она. — Он знает каждое движение любого из своих растений. Каждое из них является для него соратником и помощником, и одно растение, например, может «протягивать» другому питательные вещества, и даже насекомые работают на фермера. Это сложнее, чем математика, тут надо чувствовать. У нас же такой опыт пока недостаточно развит».
Интересно, что, тем не менее, одно из ярких имен в области пермакультуры в России — это как раз иностранец. Джон Кописки под городом Петушки Владимирской области, в чью ферму «Богдарня» совершаются целые экскурсии. Ведь помимо молочно-животноводческого хозяйства, где используется практика открытого беспривязного выгула животных и сыропроизводства, Кописки открыл здесь и агротуристический комплекс с экскурсиями, дегустациями экопродуктов, катанием на лошадях и даже летним детским лагерем.
Ферма «Богдарня» во Владимирской области
Как уже было упомянуто, определенные сложности в России связаны с землей. Сейчас на рассмотрении находится проект закона «О родовых усадьбах», по которому каждому россиянину предлагается выдавать не менее 1 гектара земли под родовую усадьбу. При этом в законопроекте оговаривается, что минимальный размер земельного участка, безвозмездно предоставляемого гражданину государством для обустройства родовой усадьбы, не может быть менее одного гектара. Однако есть и положение о том, что максимальный размер участка предлагается устанавливать самим регионам. В случае принятия, закон должен вступить в силу с 1 июля 2014 года.
Но если брать за основу минимальный размер земельного участка, для пермакультурщиков этого недостаточно.
«На гектаре много не сделаешь, — поясняет Лосикова. — Никаких крупных сельскохозяйственных животных, например, корову, не заведешь. У нас в хозяйстве есть только куры, а, допустим, для содержания одной только лошади или коровы необходимо 2 гектара земли — и в плане выпаса, и в плане сбора сена. К тому же, многие земли у нас «убитые», ими много лет не пользовались. Существуют и дополнительные сложности при приобретении участка, пространство вокруг него должно быть рассмотрено на много километров. Потому что если имеются какие-то стоки заводов, или крупные поголовья рогатого скота, то все отходы, в конце концов, могут достигнуть и хозяйства. Также мы всегда рекомендуем пристально изучить ландшафт».
Подмосковье, по словам Лосиковой, — самая непростая зона для воплощения в ней идей пермакультуры. Тут и большая плотность застройки, и самая дорогая земля. Тем не менее, какие-то хозяйства здесь существуют.
Поселения: Россия и Подмосковье
Значительная часть тех, кто пытается вести сельское хозяйство на принципах пермакультуры — это жители экопоселений. Например, много поселений есть в близлежащих к Москве областях — Ярославской, Калужской, Владимирской, Рязанской. Также есть поселения в Челябинской, Вологодской, Свердловской, Тульской, Томской и Псковской областях, в Краснодарском крае.
«Есть люди, которые решили, что им необходимо нормально кормить своих детей, растить их на природе, заниматься земледелием, производить экологичные продукты. В России сейчас не меньше 80 поселений, — говорит Лосикова. — Впрочем, не все жители живут там круглогодично, прокормиться с одного гектара земли сложно, и приходится где-то зарабатывать. В поселениях бывают свои сложности, например, иногда, уходит вода, из-за того, что один глубже роет колодец, чем другой. Не зная законов природы и геологии, люди могут навредить друг другу. Кстати, Хольцер учит нас тому, делать единые системы — сначала создавать ландшафт и думать, где взять воду, если поблизости нет реки или озера. Если же есть река, необходимо отвести от нее пруд, ведь чем больше воды-тем больше вегетация растений».
Главное из поселений Московской области, где многое устроено по принципу пермакультуры, по словам Лосиковой, это Миродолье. Не все поместья устроены по принципам пермакультуры, но там сделано больше, чем в других поселениях. Зепп Хольцер лично посещал Миродолье, начав именно с него проводить семинары по пермакультуре, и очень многое было там создано под его непосредственным руководством.
Поселение Миродолье находится в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 700 метрах от деревни Васьково. Там обитает 110 семей, которые осваиваем 250 Га земли. Зимует в поселении из них 16. Местность вокруг поселения холмистая, есть поля со склонами. Миродолье окружено смешанным лесом, а сами поселенцы высаживают сосны и кедры. В лесах вокруг водятся и лоси, и белки, и зайцы, и лисы, и кабаны. Здесь течет речка Воря, также есть пруд и прудики. Миродрольцы самостоятельно восстановили плотину в центре, и улучшили, тем самым, состояние почвы. В наследство им достались бывшие поля, где некогда выращивались овес, ячмень, картофель, капуста.
Поселение Миродолье в Московской области
Среди жителей поселения — строители и врачи, писатели и профессора, члены Гильдии ремесел и многодетные семьи. Впрочем, ближайшая школа находится от поселения неблизко — в 10 км, в поселке «Жучки».
В будущем здесь планируется развивать такие направления, как питомниководство, агро- и ремесленный туризм, обустроит туристические тропы, уже сейчас проводятся фестивали и праздники. Здесь даже издается газета «Энциклопедия Среды Обитания».
Есть еще родовое поселение «Лучезарное» в Клинском районе недалеко от города Высоковска. Там проживает 63 семьи, но зимуют из них лишь порядка 5. Поселению принадлежит 89 гектаров земли. Здесь есть ровные поля и небольшие холмы, а рядом есть смешанный лес и ручей. В основе концепции Лучезарного — гармоничное сосуществование и сотворчество с природой с разумным использованием достижений цивилизации при соблюдении максимального бережного взаимодействия с природными богатствами. Интересно, что в планах поселения создание в нем Школы нового формата.
Автор: Щеглова Екатерина, специально для DOMzaMKAD.ru