Futuro Park примерил окна будущего
Жители далеко не каждого поселка могут похвастаться тем, что при строительстве их домов использована технология, вошедшая в мировую практику всего три-четыре года назад. Речь идет о печати на стеклах керамическими красками.
Когда несколько лет назад компания Villagio Estate представляла поселок Futuro Park журналистам, возникли вполне закономерные вопросы: а не помешает ли такая большая площадь остекления приватности жизненного пространства? (Проекты таунхаусов Futuro Park выглядели, действительно, как дома из будущего – на все фасады предполагалось сплошное остекление). Тогда девелоперы Villagio Estate уверили нас, что нет.
Но, по-видимому, вопросы стали возникать, если в конце концов родилось такое замечательное решение – нанести на все стекла легкий орнамент. Потому, что в первоначальном проекте дизайнерских рисунков на стеклах не было предусмотрено. И тем более замечательно, что девелоперы использовали одну из самых современных и передовых технологий.
Из истории стекла
Говорят, что будущее архитектуры – за стеклом. Потому, что любые причудливые формы зданий – будут лишь цитированием архитекторов прошлого. Но стекло – настоящий строительный материал XXI века.
Судите сами – долгое время оно не было доступно строителям из-за технологических несовершенств. Листы были ограничены по площади, с частыми дефектами. До сих пор в старых домах Санкт-Петербурга вы встретите старые окна с неровными, искажающими картину стеклами.
Мелкая расстекловка позволяла застеклить большие площади с помощью не очень качественного и мелкого стекла (Домик Петра Первого в Санкт-Петербурге).
Проект усадьбы «Верона» в поселке Villagio Estate «Монтевиль». Обратите внимание, здесь мелкая расстекловка несет только декоративную функцию, чтобы передать общую атмосферу той эпохи.
Но даже когда эта проблема был решена, осталось множество других. Стекло было хрупким, не выдерживала серьезных нагрузок, пропускало слишком много тепла и т.д.
Но на современном этапе развития технологии выяснилось, что стекло может быть самым универсальным материалом.
Посудите сами – стеклянное здание можно идеально вписать в любую среду. Стекло больше не бьется с легкостью, его научились делать «умным» (менять прозрачность в зависимости от освещения), в него научились встраивать светодиоды и наносить разнообразные рисунки. Его даже научились делать несущим элементом и превратили в бетон.
От витражей к 3D печати
Вообще, если мы отложим в сторону средневековые стеклянные витражи, технологии печати на стекле появились в начале XX века. В 1907 г. была запатентована шелкография, а в 1930 г. – использование бумажного трафарета. Проблема в том, что стекло не пропитывается краской. Поэтому после ее нанесения необходим обжиг, иначе рисунок не будет составлять со стеклом единое целое. Шелкография на стекле – метод «штучный», пригодный для создания произведений искусства, но никак не поточного производства и больших объемов.
В конце 80-х годов придумали печать на стекле чернилами с ультрафиолетовым отверждением. Данный метод позволял довольно быстро получать изображение, только, увы, нестойкое, для фасадов его использовать было нельзя.
Но настоящая революция произошла после изобретения 3D принтеров, которые позволили наносить на стекло рисунки керамическими красками.
Современные витражи в кафедральном соборе в Стасбурге выполнены керамическими красками с помощью цифровой печати.
В чем уникальность данной технологии? Во-первых, 3D – печать на стекле позволяет добиваться такого же качества, как и печать на обычном принтере. Во-вторых, 3D принтеры параллельно высушивают растворитель, что позволяет наносить сразу несколько красок (рисунок не «ползет» и не растекается) и закалять в печи готовый рисунок, а не отдельные слои.
Фасад университетского госпиталя в Финляндии.
Почему говорят о печати керамическими красками, если рисунок получается прозрачным? Дело в том, что 3D-принтеры печатают так называемыми фритта-чернилами. Термин «фритта» появился в 17 веке – так обозначали смесь песка, различных флюсов и пигментов, которую сплавляли до образования керамики, потом резко охлаждали. Получались мелкие осколки, которые перемалывали в муку. Использовали фритты для нанесения глазури на керамику. Отсюда и названия «керамические краски».
3D-печать на стекле керамическими красками активно стала развиваться в 10-х годах XXI века. И хотя в России много подобных проектов, они, как правило, «штучные». Это частные или торговые, реже, офисные интерьеры.
«Футуро Парк» первым использовал данную технологию для массового жилого строительства.
Цифровая печать на стекле атриума «Детского мира» в Москве.
Фасады AFI-Mall украшены напечатанными на стекле пейзажами
Окна таунхаусов «Футуро Парк» - первый в России проект использование печати керамическими красками в жилом строительстве.