Дачи Серебряного Бора в гектарах и лицах
Евтушенковы и АФК «Система» — 25 га, Алекперов и «Лукойл» — 11,6 га и другие — офшоры, миллионеры, чиновники, силовики и их жены
Примерно треть острова Серебряный Бор с недавних пор принадлежит частным лицам, обнаружили «Ведомости». Кто и как получил дачные участки прямо в городе?
Серебряный Бор, расположенный в северо-западной части столицы, — «уникальный для Москвы природный комплекс, отличающийся особой живописностью и разнообразием ландшафта, богатством растительного и животного мира. Со времен СССР и по сегодняшний день здесь находятся дачи высокопоставленных чиновников и иностранных дипломатов. В советское время из 200 здешних дач 11 принадлежало МВД, 5 — КГБ, 16 — Моссовету» — так описывает один из самых привлекательных районов города сайт ФГУП «Рублево-Успенский лечебно-оздоровительный комплекс» управделами президента.
«В Серебряном Бору очень хороший воздух, близко к городу, всего 20 минут от работы», — рассказывает один из создателей «Вимм-билль-данна» миллиардер Давид Якобашвили. По его словам, он арендовал дачу у «Мосдачтреста» еще в 1998 г., а потом выкупил ее. На даче он держит своих собак, принимает родственников и иногда ночует. «Домик маленький, всего 100 кв. м. На таком участке больше не построишь. Сейчас предлагаются соседние участки на продажу, но очень дорого, и я расширяться не планирую», — говорит бизнесмен.
У Якобашвили по местным меркам и правда маленький участочек — 9,5 сотки. Здесь есть дачники, у которых по нескольку гектаров. «Случайных людей здесь нет — так сложилось исторически», — говорит еще один миллиардер и владелец дачи в Серебряном Бору. «Ведомости» поискали неслучайных людей в базе данных Росреестра и кое-кого нашли (см. схему и таблицу).
Дачи системовцев
Многие именитые жильцы попали сюда как Якобашвили — через «Мосдачтрест». Эта компания с советских времен распоряжалась в Серебряном Бору участками московского дачного фонда, сдавая их в аренду заслуженным людям (ветеранам и проч.). Но ни сам «Мосдачтрест», ни его арендаторы не могли выкупить землю, даже перестроить дом было сложно. Большая часть острова является особо охраняемой природной территорией. Его дачная часть находится просто в природоохранной зоне, но строительство здесь было серьезно ограничено: дома не должны были превышать 10 м в высоту и занимать более 20% участка.
Возможность приватизировать арендованную землю появилась у «Мосдачтреста» в 2001 г., когда был принят федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса», давший право владельцам приватизированной недвижимости, расположенной на арендованной у государства земле, выкупить ее по льготной цене. В Москве — за 20% кадастровой стоимости. На практике это мало кому удавалось — мэрия сопротивлялась земельной приватизации. Но после того как в 2007 г. Москва приняла свой закон «О землепользовании», процесс пошел, и до середины 2013 г. практически все дачные участки в Серебряном Бору стали частными, свидетельствуют данные «Росреестра». Теперь здесь более сотни собственников — от «Мосдачтреста» до артиста Олега Газманова (у него 5 соток).
«Мосдачтрест», конечно, тоже давно приватизирован. В начале 1990-х блокирующий пакет на инвестиционном конкурсе достался АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которая с тех пор собрала все 100%. Участки в Серебряном Бору есть и у Евтушенкова (75 соток, оформлены на юрлиц), и у его сына Феликса (33 сотки). А вместе с «Системой» они крупнейшие дачники в Серебряном Бору: в собственности и аренде у них не меньше 25 га.
Дачи лукойловцев
Второе место по площади среди дачников Серебряного Бора занимает группа бывших и нынешних топ-менеджеров «Лукойла» и связанных с ним компаний — у них около 11,6 га. Поселились они там в 1999 г., выкупив бывшие дачи управделами президента в северо-западной части острова. Основному владельцу «Лукойла» Вагиту Алекперову досталась дача на берегу, а также право аренды прилегающего к участку пляжа (в сумме — 2,7 га).
Лукойловцы первыми из местных арендаторов сумели оформить землю в собственность: в 2007 г. свидетельства на свои участки получили Алекперов, совладелец «Лукойла» Леонид Федун, а также гендиректор «Русской медиагруппы» Сергей Кожевников (группа — актив Федуна). К 2013 г. собственниками стали все лукойловцы.
Дачи вне корпораций
Третий по площади дачник — компания «Виртус-Р», у нее в аренде 8 га. Когда-то на этой земле собиралась строить Елена Батурина, но не получилось (см. врез). Теперь группа «Ташир» Самвела Карапетяна обещает устроить здесь гребную базу и апарт-отель площадью 50 000 кв. м. Представитель «Ташира» отказался рассказать, принадлежит ли группе «Виртус-Р» (по СПАРК, она записана на офшор).
Четвертым лендлордом, возможно, следует считать владельца группы ЕСН Григория Березкина. Ему самому, Елене и Анне Березкиным принадлежит в Серебряном Бору 2,5 га. Еще 1,57 га — в собственности компании «Руснефтегазэкспорт», гендиректор которой Константин Ребека ранее руководил как минимум тремя компаниями, близкими к Березкину, — «ЕСН газ-сервисом», «ЕСН авто» и «Фортресс групп». Березкин отказался отвечать на вопросы про Серебряный Бор, сославшись на то, что не считает нужным комментировать личную жизнь.
Более чем по 2 га удалось собрать известным бизнесменам Игорю Рубинеру и Владимиру Такнову.
Такнов — инвестор московских клубов «Цеппелин» и «Крыша мира», сопродюсер десятка фильмов от «Антикиллера» до «Иконы сезона», владелец патента на БАД «Олипифат» и производителя спорткаров «Руссо-балт».
Рубинер имел отношение ко многим крупным земельным сделкам: по данным газеты «Коммерсантъ», его структуры участвовали в продаже участков под выставочный центр «Крокус экспо» в Мякинине и «город миллионеров» в Рублево-Архангельском; в интересах Рубинера была приобретена у Минобороны усадьба «Архангельское». Судя по всему, с частью земель в Серебряном Бору Рубинер уже расстался: раньше 2,7 га здесь арендовала кипрская «Риверстор интернешинал лимитэд», российское представительство которой возглавлял бизнесмен. Его строительная компания «Игру» построила там коттеджный поселок Silver Place и продала его.
Почти 2 га рядом с оздоровительным комплексом управделами принадлежит «Комплексу «Серебряный Бор». В 2004 г. эта компания перешла однофамилице одного из основателей «Дон-строя» — Максима Блажко, но в 2011 г. в судебном разбирательстве, связанном с выкупом земельного участка у города, ее требования поддерживала компания «Инвестор» Зиявудина Магомедова. В группе «Сумма» Магомедова отказались от комментариев, но человек, близкий к группе, объяснил, что земля была у «Инвестора» в залоге по займу, выданному акционерам «Комплекса», а теперь деньги возвращены и больше «Сумма» не имеет отношения к Серебряному Бору.
Дачи чиновников и законодателей
Чиновников и законодателей в Серебряном Бору немало, но дачи у них поменьше.
«Мне Рублевка никогда не нравилась — много людей, машин. А в Серебряном Бору тихо и спокойно», — рассказывает депутат Госдумы Глеб Хор. Его дом находится по соседству с резиденцией отдела внешних церковных связей Московской патриархии (здесь жил нынешний партриарх Кирилл, когда руководил этим отделом). Участок в 8 соток и деревянную дачу 1917 года постройки Хор приобрел у «Мосдачтреста» в 2010 г. Скоро здесь может появиться новый особняк: в 2012 г. Хор получил градостроительный план земельного участка, разрешающий стройку.
Есть участок на острове и у одного из самых состоятельных депутатов от ЛДПР — Василия Тарасюка (его годовой доход во время работы в Госдуме колебался от 30 млн до 72 млн руб.). Впрочем, участок на берегу реки в 8,7 сотки с домом площадью 579 кв. м Тарасюк получил, когда работал в «Лукойле».
Соседями депутатов Госдумы стали основатель группы «Акрополь», сенатор от Ингушетии Ахмет Паланкоев (у него 19 соток, из которых 15 выставлено на продажу за $7 млн) и сенатор от Курской области Виталий Богданов (77 соток).
Есть участки в Серебряном Бору у бывшего министра природных ресурсов, а ныне полпреда президента Юрия Трутнева (37 соток) и у его бывшего подчиненного, начальника управления лицензирования Роснедр Вадима Согияйнена (14 соток).
В середине острова, вдали от любопытных глаз, располагается особняк, которым до 2011 г. владел бывший вице-премьер и президент «Роснефти» Игорь Сечин. В январе 2011 г. 0,5 га и дом площадью 1415 кв. м стали собственностью Марины Сечиной. Она получила их после развода с Сечиным, рассказывали тогда «Ведомостям» его знакомые.
Сильная сторона острова
В юго-восточной части острова, недалеко от воды, живут дачники, имена которых совпадают с именами отставных и действующих генералов ФСБ. Пять лет назад часть занятых ими участков была в аренде у ФСБ, следует из документов правительства Москвы. Теперь 16 соток стали собственностью Александра Тихонова, полного тезки генерал-полковника, начальника центра специального назначения ФСБ. Участок на 57 соток — в совместной собственности Валерия Печенкина и Анатолия Цыбулевского. Полный тезка первого — бывший заместитель директора ФСБ (сейчас работает в «Базовом элементе»), а второго — раньше работал заместителем руководителя Федеральной службы налоговой полиции (сейчас — в «Гидромаше»). В приемной обоих генералов не ответили на запрос «Ведомостей».
Рядом с ними — особняк в 1416 кв. м Елены Патрушевой, жены бывшего директора ФСБ, секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. Через забор от Патрушевой — участки и дома Натальи и Юлии Шишиных, возможно, родственниц генерал-полковника, бывшего начальника управления обеспечения деятельности ФСБ, а сейчас вице-президента ВТБ Сергея Шишина.
ФСБ не успела ответить на запрос «Ведомостей» в отведенный по закону срок. ВТБ оставил запрос без комментариев.
Оценили Серебряный Бор и два бывших командующих Московским военным округом — генерал армии Игорь Пузанов и генерал-полковник Леонтий Кузнецов. Пузанову дача в Серебряном Бору доставила неприятности. В 2005 г. Московская природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по факту строительства двухэтажного коттеджа на особо охраняемой природной территории. Впрочем, делу не дали ход. Сейчас Пузанов работает председателем правления ТСЖ «Полянка». На просьбу о комментариях, переданную через его адъютанта, Пузанов не ответил.
Загадочные дачи
Один из самых загадочных участков Серебряного Бора в экологических блогах называют «дачами Собянина». На 1,7 га в западной части острова (№ 37 в таблице и на схеме) в 2010 г., после назначения Сергея Собянина мэром Москвы, начали строить пять особняков. Дорожки в лесу засыпали гравием, а проходы к пляжу и сам пляж, напротив, засадили чахлыми деревьями. На это город потратил 8 млн руб., писал в своем блоге председатель «Яблока» Сергей Митрохин. С 2013 г. участок и здания оформлены в долевую собственность четырех кипрских офшоров.
Вся собственность мэра указана в его декларации, говорит пресс-секретарь Собянина Гульнара Пенькова. Там этих особняков нет.
Почем свежий воздух
Владельцы даже самых маленьких участков в Серебряном Бору легко могут стать долларовыми миллионерами. Цены на землю здесь рекордные, даже для миллиардеров дороговато. Например, агентство Versailles предлагает землю на берегу по $714 285 за сотку. Участки подальше от воды можно найти дешевле — около $400 000 за сотку.
Многие нынешние владельцы платили за свои участки гораздо меньше. До середины 2012 г. федеральную и муниципальную землю можно было выкупать по льготной цене, в Москве — за 20% от кадастровой стоимости, а по истечении льготы — за 30 ставок земельного налога, что тоже дешевле рыночной стоимости. «Мосдачтрест», например, согласно его отчетности за 2010—2011 гг. выкупал землю в Серебряном Бору в среднем чуть дороже $10 000 за сотку.
***
Как Елена Батурина лишилась участков в Серебряном Бору
До отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы одним из крупнейших арендаторов в Серебряном Бору была Елена Батурина — у ее структур было два участка общей площадью около 10 га.
На 8 га компании «Квадро М» (записана на Батурину) и «Виртус-Р» (записана на офшор) собирались к 2010 г. построить Центр водного спорта для московского отделения общества «Динамо», при этом им, как говорилось в постановлении правительства города, должны были перейти в собственность «объекты рекреационного назначения». Но строительство так и не началось. Сейчас право аренды — у «Виртус-Р», а группа «Ташир» Самвела Карапетяна собирается строить там гребную базу и апартаменты.
Участок, занятый школой пляжного волейбола, московские власти сдали до 2055 г. в аренду «Мосдачтресту», а тот в 2008 г. выделил часть земель — 1,7 га — компании «Индиго» Батуриной и бизнесмена Вахи Алхазова. Однако та ничего не успела построить. «Батурина вышла из состава учредителей, потому что сменила географию деятельности», — сказал ее представитель. Сейчас единственный собственник «Индиго» — Алхазов.
Автор: Ринат Сагдиев
Опубликовано в © «Ведомости»
В каких поселках Подмосковья живут другие звезды можно узнать на уникальной КАРТЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.