Как выбрать экологически благополучное жилье
Даже среди крупных мировых мегаполисов Москва держит лидерство как один из самых грязных городов в мире. В условиях нынешнего роста цен многие покупатели недвижимости стараются все-таки найти место, где почище. Большинство предпочитает купить квартиру в относительно благополучном Подмосковье, а не жить под факелом Московского нефтеперерабатывающего завода в Капотне. Однако не стоит оценивать экологичность жилья лишь по критерию концентрации в районе промышленных предприятий.
В европейских столицах экологическая ситуация не в пример лучше. В большинстве мегаполисов все вредные предприятия выведены за черту города и установлены более жесткие требования к автомобильному транспорту. «В Европе очень дорогие парковки - в частности, в Лондоне час парковки стоит пять фунтов, что могут себе позволить далеко не все, - говорит замгендиректора компании «Новый город» Наталья Ветлугина. - А в Москве припарковать машину можно недорого, поэтому город задыхается - в первую очередь из-за количества автомобилей». В Центральном парке Нью-Йорка водятся лисы и белки, в российской столице это воспоминания детства. С Москвой-рекой тоже ситуация неважная, тогда как в лондонской Темзе водится лосось, недавно заплывал кит. Правда, погиб… Но исключительно из-за того, что не смог развернуться, смертельно поранившись. «В российской столице с момента приватизации предприятий их руководители настолько зациклены на оптимизации расходов, что о сбросах в Москву-реку и другие наши реки мы слышим чуть ли не ежедневно: вода в ней не замерзает даже при 10-15 градусах мороза, - возмущается Ветлугина. - Либо законы физики не работают, либо то, что течет в них, - не вода…»
Запад столицы, безусловно, благополучнее. Исторически сложилось так, что все промзоны строились на востоке Москвы, на что повлияли и роза ветров, и направление течения Москвы-реки. «Борисовские пруды - это место, куда сносится грязь со всей столицы, и здесь самый высокий процент людей, болеющих астмой», - сетует та же Ветлугина. Впрочем, запад столицы также ничего не гарантирует. "Если жить окнами на Можайское шоссе, экология тоже будет не лучшей", - говорит риелтор.
Свой след оставил автомобиль
В последнее время ситуация с предприятиями улучшается, на что влияет дороговизна столичной земли. «Промышленные предприятия потихоньку выводятся из столицы, однако этот процесс займет не один десяток лет, - рассуждает Ветлугина. - Строилось это долго, и положение нельзя изменить в одночасье». Однако главная проблема в городе - это автотранспорт. По мнению замруководителя управления загородной недвижимостью компании "Миэль-Недвижимость" Владимира Яхонтова, на долю автотранспорта приходится порядка 80% всего загрязнения в Москве, около 12-15% - на промышленные предприятия и остальное - на бытовые отходы.
"Экологическая ситуация в современном мегаполисе больше всего зависит от автомобилей", - согласна с ним директор по маркетингу бюро недвижимости "Агент 002" Ольга Побединская.
Чем ближе ваше жилье к источникам выхлопов, тем менее благоприятна там обстановка.
"В результате можно уехать в Подмосковье, купив жилье где-нибудь в Химках, около Ленинградского шоссе, и получить "букет" легочных заболеваний, - продолжает она. - А можно и в центре или на юго-востоке Москвы приобрести квартиру, которая находится в ветровой тени от потоков загрязненного воздуха".
Есть еще один способ дышать в своей квартире относительно чистым воздухом - купить квартиру этажом повыше. По словам руководителя отдела загородной недвижимости ГК "Вашъ финансовый попечитель" Романа Рыжкова, тяжелые компоненты - окислы свинца, соли, углекислый газ - воздушными потоками практически не поднимаются выше 15 метров, что соответствует 5-6 этажу. "А уже на 10-12 этаже их концентрация падает в десятки раз", - уверен он. Впрочем, другие эксперты с сомнением относятся к этому утверждению. По мнению Побединской, в районе Волгоградского проспекта положительный эффект будет наблюдаться не ниже 40-го этажа. "Конечно, чем выше - тем чище, но в городских условиях принципиальной разницы между 6 и 12 этажами одного и того же дома нет", - считает она. Наталья Ветлугина добавляет, что если дом стоит в низине, то на чистоту атмосферы также надеяться не стоит.
Радиационный фон в столичном регионе, по словам Побединской, в целом укладывается в норму. "Имеются не очень обширные области превышения, - продолжает она. - Связаны они в основном со скоплением транспорта, промышленных предприятий и профильных научных заведений".
С ней согласна и Ветлугина: "С радиацией все нормально: исторически контроль очень жесткий". По ее словам, несколько лет назад медицинские радиоизотопы были выброшены на обычную свалку - в итоге с должностей сняли ряд чиновников, включая замглавы комитета здравоохранения Москвы.
Остаться в живых
Позволить себе постоянно жить за городом могут не все. "В Москве районов, соответствующих всем санитарным и экологическим нормам, нет", - настаивает Рыжков, добавляя, что наиболее благоприятная экологическая ситуация в анклавах, расположенных вдали от магистралей на западе, юго-западе и северо-западе Москвы. Это Крылатское, Битца, Серебряный Бор.
По мнению Ольги Побединской, при приобретении жилья покупателю стоит обратить внимание на состояние внешней стороны оконной рамы. "Если там явно виден слой сажи и гари - это говорит о том, что воздух в квартире будет уж точно не с «озоном», - объясняет она. Что касается других видов загрязнений, необходимо смотреть крупномасштабные экологические карты, где наглядно показывается степень загрязнения почвы и радиационный фон. Стоит обратить внимание на наличие крупных водопроводов и теплотрасс. "Дело в том, что при протекании воды из этих магистралей происходит подъем подземных вод, - объясняет Побединская. - Из-за этого повышается влажность воздуха в приземном, до 1 метра, слое воздуха, что, в свою очередь, неблагоприятно влияет на дыхательные органы маленьких детей".
Кроме изучения экологических карт, стоит порасспрашивать местных жителей о том, как им здесь живется-дышится. Обычно люди охотно рассказывают об этом. Роман Рыжков советует прибегнуть к помощи профессиональных экологов. Экспертиза обойдется не дороже $1 тысячи. "При нынешней стоимости жилья на эти траты стоит пойти", - считает Рыжков.
"Газета"