На прошедшем саммите "большой восьмерки" президент Владимир Путин удивил президента США Джорджа Буша символом своей юности - первым автомобилем семьи - "ушастым" белым "Запорожцем". Впрочем, Путину и помимо этого раритета есть чем удивлять коллег из разных стран. У него в запасе - старенькая дача в Ленинградской области, в малоизвестном и совсем не фешенебельном городке Тосно. Корреспондент "Известия" Ирина Тумакова решила выяснить, что же сейчас происходит на теперь уже бывшей даче Путина.

Историческая ценность за $3000

Весь город Тосно знает адрес, по которому жил когда-то президент. Тосненцы с удовольствием пересказывают, как он в их городе проводил лето, знакомился с девушками, купался в речке Тосне, колол дрова и не любил возиться в огороде. Легенд столько, что поди теперь разбери, где правда, а где вымысел.

Вокзальная, 71 - дом на самой окраине городка Тосно. Дальше - железная дорога, отгороженная от местного населения неубедительной металлической решеткой, за ней - что-то тоскливо-бескрайнее. Окна домов смотрят или на рельсы, или друг на друга. Летние пейзажи - зеленые, веселенькие, а осенью, наверное, иногда и повыть хочется.

Сейчас бывшие частные дома скупают дачники - те, у кого нет возможности приобретать недвижимость в более престижных предместьях Петербурга. Например, дом и участок рядом с бывшей дачей Путиных можно купить за 8 тысяч долларов. И ощутить все прелести жизни в десяти метрах от железной дороги. А сама дача уже 7 лет как продана. Ее новые владельцы - семья Паньковых. Почему-то их часто называют беженцами из Казахстана.

- Какие они беженцы? - обижается за Паньковых соседка. - Просто приехали люди сюда из Казахстана.

- А почему, - спрашиваю, - оттуда уехали?

- Почему, почему... От хорошей жизни - вот почему! - соседка начинает сердиться. - У них там квартира была четырехкомнатная, вроде за 2 тысячи долларов продали. А этот дом купили за три. Путины, конечно, сами ничего им не продавали. Через агентство недвижимости Паньковы его купили.

Надежда Панькова с мужем и сыном приехали в Тосно в 99-м году. Новых хозяев дачи Путина все соседи полюбили. Про Надежду Ивановну говорят: "Такая женщина душевная! Активная, общительная! Вы у нее спросите, она сама вам все расскажет!"

Но активная и общительная Надежда Ивановна Панькова с некоторых пор наотрез отказывается общаться с журналистами.

- Приезжаете, потом пишете всякую гадость! - кричит она с порога, увидев фотокамеру. И грозит спустить собаку. Такого черного, лохматого, веселого и очень шумного пса со страшным именем Малыш. Он сейчас единственный, кто делит с Надеждой Ивановной опустевший дом.

"Кто такой Путин - знать не знала!"

Внешне дача, говорят, осталась такой, какой была у Путиных. На то, чтобы отремонтировать дом снаружи, у новых хозяев уже просто не хватило ни сил, ни денег. Зато внутри переделали почти все.

Во время ремонта на чердаке Паньковы нашли какие-то листочки с каракулями на немецком, стихи, дневники и тетрадки, подписанные учащимся ленинградской школы Владимиром Путиным. Видимо, Путины, как все советские люди, вывозили на дачу то, что в городе вроде и не нужно, а выкидывать жалко.

- Да я знать не знала, какой такой Путин, когда дом покупала! Я вообще покупала не у него! - в ответ на просьбу показать тетрадку успевает прокричать Надежда Панькова, захлопывая у меня перед носом калитку. Она кричит еще что-то, но ее заглушает сначала Малыш своим лаем, а потом - поезд, бегущий мимо окон "дома президента".

И все-таки от прежних владельцев кое-что сохранилось. Например, табличка: "Вокзальная, 71. Путин". Ее соорудил и прибил на стену дома Владимир Спиридонович, отец президента.

- Зачем же вы табличку оставили? - кричу вслед Надежде Ивановне, как только затихает грохот поезда.

Женщина останавливается, оборачивается, несколько секунд смотрит на меня черными, чуть раскосыми глазами, а потом молча уходит в дом, держась за давно не крашенную стену.

Вместо "Запорожца" у дома Путина теперь стоит "Волга"

- Этот дом им счастья не принес, - вздыхает соседка Паньковых. - Они-то надеялись, что наконец заживут, а вышло совсем по-другому...

Сначала погиб один из сыновей Паньковых. О том, как это произошло, даже самые близкие соседи Надежды Ивановны знают совсем немного, а говорить и вовсе не хотят. Потом тяжело заболел муж.

Надежда Ивановна овдовела пять лет назад. А теперь и у самой ноги отнимаются, ходить все тяжелее. Когда никто не видит, она потихоньку берет костыли. А огород копает, сидя на табуреточке.

- Знаете, так - покопает-покопает, потом разровняет и садится отдыхать, - вздыхает соседка. - А уж за водой как ходит - смотреть больно...

- Что ж ей никто не помогает?

- А кому помочь? Один сосед лежит парализованный, другой соседке - за 80. Мы иногда приходим, но мы живем подальше.

- Так ведь второй сын есть?

- Андрей живет в Петербурге, работает в какой-то строительной фирме. Они квартиру снимают - небось, тоже ползарплаты съедает. Жена у него не работает, сын маленький Андрюшка. К матери сильно-то не наездишься. Но он приезжает по выходным, я тут часто его "Волгу" вижу.

Гостит у Надежды Ивановны и внук - Андрей Андреевич. Все это лето провел в Тосне. Он, правда, дров пока не колет, как сын бывших владельцев дачи, и с девушками не знакомится - маловат еще. Но в речке Тосне плещется и в огороде копаться тоже не любит. Через пару-тройку лет на чердаке начнут накапливаться его тетрадки.

www.izvestia.ru/



Оставить комментарий
Аноним