Планы развития территории «Новая Москва»
В 2012 году территория Москвы увеличилась за счет присоединения 148 тысяч гектаров земли на юго-западе Подмосковья, в общей сложности к Москве перешло 21 муниципальное образование. Рассматриваются различные варианты развития новообретенных территорий, и сегодня можно рассказать об основных предложениях, которые поступили за прошедший год в московское правительство.
У городских властей множество планов по переустройству новых территорий. Например, совсем скоро начнется масштабная реконструкция Калужского шоссе, а так же участки находящихся рядом Киевского и Боровского шоссе. По общему развитию территорий на рассмотрение пока были представлены следующие проекты.
Архитектурное бюро «Остоженка» представило свою идею развития Москвы, согласно которой надо на полную мощность использовать ресурсы Москвы-реки и практически «забытых» промышленных территорий. По замыслу авторов этого смелого проекта, Москва-река должна стать доступной, что называется, «везде и для всех». То есть, выступать в качестве связующего градостроительного звена. Более того, на берегах главной московской водной артерии было предложено разместить федеральный и парламентский центры. Плюс ко всему, в районе Зарядье, где когда-то стояла гостиница «Россия, было предложено соорудить просторную эспланаду, понижающуюся к Москве-реке.
Что касается площадей промышленных зон вдоль Москвы-реки, то их тоже было предложено всячески облагородить, благоустроить. Впрочем, это довольно большая работа — потому что надо освоить 21 тысячу гектаров, а это не шутки.
В этом проекте присоединенные территории Новой Москвы называются «территориальным ресурсом», который целесообразно использовать для отдыха, лечения и сельского хозяйства. Есть также и еще одно интересное предложение — организация на присоединенных территориях бальнеологического курорта.
Весьма интересное предложение выдвинули урбанисты группы ЦНИИП градостроительства РААСН. Во-первых, они предлагают решать проблемы развития Москвы не только в рамках Центрального федерального округа. Потому что уж очень велики размеры российской столицы. Например, речь идет о создании новых центров развития, в таких городах как Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь и Ярославль. В результате жители этих населенных пунктов получат места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания. А это, свою очередь, значит, что будут ликвидированы причины трудовой миграции в Москву.
Если же говорить о Новой Москве, то главная фишка членов этой команды — активное развитие территории вокруг аэропортов «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево». Это, согласно всем выкладкам, должно снять напряжение с центра столицы, образовав основную перспективную линию — «коридор роста».
Федеральный центр предложено расположить в районе Коммунарки, на юго-западной оконечности центрального проспекта, протяженность которого составит около 4 км. Здесь авторы концепции прямо говорят о том, что за образец были взяты Елисейские поля и другие известные проспекты Европы. И вообще, для присоединенных территорий специалисты этой группы сформулировали два основных принципа. Во-первых, это максимум зелени, деревьев и, соответственно, свежего воздуха. И, во-вторых, встраивание уже существующей застройки в будущие кварталы.
Не забыли здесь и про так называемую «Старую Москву». Главные тезисы для нее — это децентрализация, создание транспортно-логистической сети, использование инфраструктуры освобождающихся промышленных зон и создание новых субцентров внутри МКАД. Иначе говоря, центром города должна стать Москва-река, которая будет выполнять не только транспортную функцию, но и многие другие: социальную, культурную и досуговую.
Интересной, хотя уже и не самой новой и свежей, получилась концепция французской группы I’AUS. Эта команда предложила создать линейный город в зоне расширения столицы. Центрами развития должны стать аэрополисы, которые должны возникнуть вокруг аэропортов «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». Было предложено соединить все три главные московские «точки вылета» скоростным транспортом.
Более того, по мнению аналитиков этой группы, в транспортную систему всей Москвы должны быть вписаны линии скоростного трамвая и соединение линий аэроэкспрессов прямо в центре российской столицы.
А еще проектом предполагается активное освоение «индустриального пояса», территорий различных промышленных зон, а также развитие железной дороги и интеграция различных видов транспорта.
Плюс ко всему, на территории Новой Москвы надо развернуть масштабное жилищное строительство. Потому что в настоящее время обеспеченность жильем в Москве составляет около 18 кв. м на человека. Этот показатель в перспективе должен достигнуть 27 «квадратов», если построить на новых территориях не менее 50 млн. квадратных метров жилья.
Свою концепцию развития Новой Москвы выдвинули голландские урбанисты из фирмы OMA. Они предложили распределить федеральные органы власти по нескольким городам-спутникам Москвы. Например, в Остафьево, где находится испытательный транспортный полигон, предложено расположить «транспортный блок» (Минтранс и Федеральное агентство железнодорожного транспорта), в наукограде Троицке «поселить» ведомства, связанные с энергетикой. А вот в Чкаловском разместить Министерство промышленности и торговли, в Зеленограде — Министерство образования и науки, в Рублево-Архангельском — Министерство финансов, Росстат и Росфинмониторинг.
Одна из главных фишек голландского предложения — это организация безвизовой территории во Внуково. По замыслу авторов проекта, этот аэропорт смог могло бы стать «местом встречи дипломатов и иностранцев, которые прилетают в Россию». В целом же, аэропорты, которые окружают Москву, следует сделать «центрами трудоустройства и логистики» и соединить их скоростным транспортом. И тогда проблема пробок будет частично решена — ведь многие пересядут на этот самый скоростной транспорт.
Свои интересные предложения московскому правительству выдвинули и урбанисты из итальянской компании STUDIO ASS SECCHI-VIGANO. За основу будущего развития Новой Москвы они взяли экологию, устойчивую централизацию и мощную транспортную систему, которая позволит перемещаться по городу быстро и комфортно. Предложение итальянских урбанистов заключается в то, что они хотят создать на юго-западе российской столицы новый планировочный район, который будет выполнять очень важные функции. В том числе и федерального значения. По замыслу итальянцев, своеобразный «скелет» территории образуется системой речных долин, в сторону которых высотность застройки должна понижаться.
«В качестве основного конструктивного элемента мы предлагаем квадрат, за которым закрепилось название «квадрат Secchi-Vigano», — говорится в итальянской заявке. — Организовать пространство внутри мы предлагаем в виде «сетки», которая является гибким инструментом, а значит, позволяет и сохранять организованную структуру, и учитывать типологию местности. Пространственный центр квадрата формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными ландшафтами и формируемыми парками».
В общем, фишка этого проекта заключается в том, что центр новых территорий остается незастроенным. Именно парки, которые создают дополнительные социальные ценности, итальянцы назвали главным преимуществом Москвы. Для кардинального улучшения транспортного сообщения предложено развивать систему высокоскоростных поездов. А вот на всех ныне существующих шоссе внедрить автобусные экспрессы. То, что это приведет к дополнительным пробкам, итальянцев не смущает. По их мнению, дублирующие пути общественного транспорта должны быть устранены, а системы различных видов транспорта необходимо максимально взаимоувязать.
В общем, предложений очень много. Вот только ни одна из концепций пока не нашла горячих сторонников в московском правительстве. Так что наверняка все будет построено и реконструировано, что называется, «по-своему». То есть, с минимальным учетом поступивших предложений.
И если же возвращаться непосредственно к тому, что будет происходить на территории Новой Москвы, то здесь не самая простая и понятная ситуация. Известно, что утвержденного генерального плана реконструкции и развития присоединенных территорий пока что нет. Однако есть некоторые проекты, о запуске которых говорят как об уже свершившемся факте.
Например, уже точно известно, что до 2019 года планируется построить и создать образовательный кластер в Коммунарке на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
В настоящее время есть информация, что общая площадь застройки образовательного кластера составит 400 тысяч кв. метров. В соответствии с проектом, который разработан специалистами МИСиС, в состав образовательного кластера войдут учебные корпуса (115 тысяч метров), общежития (175 тысяч метров), жилые дома для преподавателей (59 тысяч метров) и социальные объекты (25 тысяч метров).
Так что департамент городского имущества Москвы готовит документацию для оформления земельно-правовых отношений, а столичный Департамент развития новых территорий совместно с Москомархитектурой прорабатывает границы размещения университетского комплекса. Как стало известно корреспонденту KvartiravMoskve.Ru, все должно быть утверждено до конца 2013 года.
Напомним, одним из приоритетных направлений в развитии новой территории города является создание и развитие территориальных структур — технополисов, технологических и индустриальных парков, инновационных кластеров. Столичные власти планируют сформировать в «новой Москве» порядка двенадцати социально-деловых кластеров, или «точек роста».
В районе реконструируемого Калужского шоссе планируется создание крупного, как его называют чиновники, «досугового кластера» или попросту развлекательно-спортивного центра. В этом парке смогут одновременно отдыхать около 40 тысяч человек. Более того, у любителей исторических сражений появится специальная площадка. Под эти цели выделяется 106,5 га рядом с деревнями Остафьево и Никольское. Как говорят представители столичной мэрии, это будет большая поляна, террасами спускающаяся к сцене.
Также известно, что же еще будет в этом парке, который обещают окончательно построить до 2016 года. В южной зоне на площади 39,3 гектаров запланировано обустройство спортивных, детских площадок, а также места для проведения праздников. Плюс ко всему, уже есть информация, что 11 тысяч кв. метров выделят на спорт, 20 тысяч метров на детские площадки, а еще 11 с половиной тысяч «квадратов» уйдет на различные «досуговые» площади. Аттракционы предусмотрены в центральной части парка, причем часть из них разместится на открытых пространствах, а часть будет в крытом павильоне, который будет работать круглый год.
В период с 2016 по 2018 годы на территории пока что несуществующего парка построят гостиницу, несколько кафе и ресторанов, а также не менее десятка магазинов по продаже тематической и сувенирной продукции.
А рядом с южным входом в парк появится большая наземная парковка — там одновременно смогут разместиться не менее двух тысяч автомобилей. Между прочим, это очень важно, особенно, если учитывать плачевную ситуацию с парковками на территории «Старой Москвы».
Кроме того, уже есть решение, что в «Новой Москве» более 800 га будет отдано под промышленные зоны и технопарки. Предполагается, что на этих участках могут быть размещены как предприятия, выводимые с территории Москвы, так и вновь создаваемые. Уже в ближайшее время на рассмотрение специалистов Департамента развития присоединенных территорий поступят дополнительные предложения на 300 га под размещение и промышленных объектов.
Можно также порассуждать на тему — а что еще и у какого населенного пункта можно что-то построить. Особенно, если учитывать будущее активное жилищное строительство. Многие специалисты считают, что помимо парков и досуговых центров населению «Новой Москвы» понадобятся торговые и строительные гипермаркеты. И даже есть предложение построить такие гипермаркеты в районе населенных пунктов Мамыри, Дубровка, Газопровод и Сосенки. Плюс ко всему, в рамках реконструкции Калужского шоссе, там будут построены современные и удобные для водителей эстакады
Также не исключено что на некоторых пустующих сейчас территориях «Новой Москвы» развернется малоэтажная застройка со всей необходимой инфраструктурой.
Так что работа в «Новой Москве» предстоит довольно обширная и кропотливая. И еще не совсем понятно, чем все закончится, где будет рынок, а где гипермаркет, где построят административное здание, а где торговый или развлекательный центр. Но в ближайшее время все окончательно прояснится.
Автор: Георгий Трушин