Юлий Борисов: "Чтобы проектировать поселки, архитектору желательно иметь опыт проживания загородом"
В малоэтажных проектах наличие уникальной концепции, "своей фишки", играет большую роль. Но объединить идею с грамотным инженерным решением - задача не из легких.
Редакция портала DomZaMkad.ru попросила поделиться своим опытом Юлия Борисова, главного архитектора и соучредителя архитектурного бюро UNK project. Он рассказал об особенностях деятельности компании и своих наблюдениях на рынком недвижимости.
Расскажите, как была образована ваша компания и основные этапы развития, в чем заслуга и незаменимое участие каждого из участников проекта.
Архитектурное бюро UNK project было основано нами — Юлией Тряскиной, Николаем Миловидовым и мной — в 2000 году. Мы знали друг друга еще со времен учебы в МАрХИ, поэтому были уверены в том, что как команда будем дополнять друг друга. Мне больше присущи аналитика, идейные порывы и создание концепций, Николай умеет долго и монотонно доводить поставленную задачу до идеала, а Юлия уравнивает наше мужское эго, наделяя наш рабочий процесс взвешенными, рациональными решениями.
Во всех своих проектах UNK project придерживается главной идеологии, которая заключается в реализации западных принципов работы в российской архитектуре. Начало наших личных карьер было положено в международных компаниях — Юлия свой творческий путь начала в американском архитектурном бюро «HOK», Николай приобрел европейский опыт работы в швейцарской фирме «Fela Planungs AG», я же после учебы в Баухаусе приступил к работе в берлинском бюро «Smidt&partners». Этот опыт оказался для нас решающим при создании собственной компании.
Поделитесь личным опытом, как создать успешное архитектурное бюро, насколько важна специализация или универсальность, какие виды работ наиболее востребованы, а какие прибыльны. Типовые болезни роста и трудности работы в российских реалиях.
Чтобы стать успешным, надо много работать, других рецептов нет. К сожалению, делать типовые здания всегда выгоднее — таких проектов на рынке большинство, и в них вкладывается минимум сил и творческой энергии. Но с профессиональной точки зрения, это абсолютно неинтересно, я бы даже сказал, противоестественно натуре архитектора. Нам нравится решать сложные задачи, искать оптимальные, функциональные и при этом оригинальные решения для каждого конкретного проекта. Конечно, на это уходит много времени и средств. Поэтому для поддержания доходов бизнеса на высоком уровне приходится идти на компромисс.
Вы сотрудничаете с английской компанией Scott Brownrigg, в чем именно заключается партнерство? Насколько отличаются условия работы и подготовка специалистов в России и Европе?
Мы стараемся дополнять друг друга — от наших зарубежных партнеров мы получаем выход на передовые технологии строительства, тогда как Scott Brownrigg в нас находит ключ к пониманию российской ментальности.
Как ищутся заказы? Как получить заказ, какие этапы конкурсов или тендеров необходимо пройти, каким требованиям нужно соответствовать? Приведите примеры самых сложных и самых интересных заказчиков.
Мы сами активно заказы не ищем. В основном, новые проекты мы реализовываем либо с уже сложившимся кругом заказчиков, либо с клиентами, обратившимися к нам по рекомендациям. Так нам наиболее комфортно: заказчик хорошо знаком с нашим стилем и видением архитектуры, поэтому между нами нет недопонимания. Профессия архитектора во многом близка к адвокатам и врачам — конечно, стоимость их услуг важна, но главное — результат их деятельности.
Что касается сложных проектов, одним из таких был конкурс на разработку архитектурной концепции жилых кварталов районов «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Изначально задачи, поставленные заказчиком, были, на первый взгляд, взаимоисключающими. Проект предполагал высокую плотность застройки, но при этом полное отсутствие заборов и панорамные виды. Однако мы любим сложные задачи, поэтому нам удалось найти баланс и, в итоге, выиграть. Важно не просто нарисовать красивую картинку — для конкурсанта это, скорее, популистское задание. Высший класс для архитектора — уметь сочетать визуально запоминающуюся, смелую архитектурную форму, при этом органично вписанную в окружающую среду, с функциональными планировочными и инженерными решениями.
Какими проектами интереснее всего заниматься? Расскажите на примере «загородных» работ как выстраивается цепочка работы: концепция-заказ-реализация. В случае коттеджных поселков как ставится задача, какие критерии необходимо соблюдать?
Первый и самый сложный этап — формирование ТЗ и целеполагания, а также выработка стратегии работы над проектом. Иногда даже не все девелоперы четко понимают, что они хотят получить от проекта — построить его дешевле, красивее или быстрее продать? Кроме того, не всегда в задачах верно расставлены приоритеты. Можно спроектировать поселок так, чтобы продать быстро, но при этом строить его будут долго, что приведет к тому, что экономика проекта пострадает. Некоторые девелоперы предпочитают строить хорошо, использовать самые дорогие и качественные материалы, но в результате их проекты никто не покупает. Самое главное — уметь найти баланс, который выражается в архитектурных формах, ценах и метрах.
На втором этапе реализации поселка формируются критерии, определяющие концепцию проекта. Параллельно просчитывается стоимость технологий строительства, используемых материалов и т. д. Уже на стадии проектирования необходимо стараться придерживаться получившегося финансового «коридора».
В целом, чтобы проектировать поселки, архитектору желательно иметь опыт проживания загородом. Иногда поселок, особенно высокого класса, — это сложно осязаемая материя, которую невозможно создать, не прочувствовав все на своем опыте. Иначе в результате может получиться внешне привлекательная архитектура, но с абсолютно бездушной атмосферой. Другой важный момент — понимание русской ментальности. На загородном рынке найдется достаточно примеров привлечения к проекту иностранных архитекторов — как отдельных частных домов, так и целых поселков. При этом некоторые из них смотрятся, мягко говоря, нелепо по отношению к окружающей застройке и природному ландшафту.
Есть ли место обществу в процессе формирования окружающей среды? Обычная ситуация: заказчик выбрал подрядчика, разработали проект в рамках технических норм, а народ только постфактум видит готовый продукт. Возможно ли и нужно ли что-то менять в этой цепочке? Считаете ли Вы целесообразными какие-то общественные дебаты или слушания?
По закону, любое строительство должно пройти общественные слушания, которые назначаются в префектурах или муниципалитетах района. Другой вопрос — как это все организовано. Многое зависит от изначального восприятия новых проектов. Например, если где-нибудь в Европе возводится элитный поселок, для жителей окрестностей это означает, что стоимость и классность их недвижимости при этом увеличится. Позиция же населения России — всегда против новшеств. В первую очередь у нас задумываются о том, что новый проект будет загораживать вид, осложнять транспортную доступность, но никак не поднимать престиж района. Наш менталитет не дает механизму общественных слушаний действительно работать. Поэтому довольно часто весь этот процесс сводится не более, чем к простой спекуляции.
Приведите примеры и антипримеры коттеджных поселков с точки зрения планирования и организации пространства, продуманных архитектурных решений.
На мой взгляд, один из самых удачных примеров — поселок «Жуковка 21». При его проектировании был разработан правильный генплан, хорошие регламенты по отступам, используемым материалам, высотности объектов. Более того, все прописанные характеристики и требования неукоснительно соблюдаются при строительстве новых коттеджей. Были случаи, когда собственников, нарушивших их, например, в плане этажности, заставляли переделывать свои объекты. Другой хороший и при этом более масштабный проект — архитектурный пригород «Западная долина». Девелопер очень грамотно организовал строительный процесс, проект вводится очередями, которые не мешают друг другу. Позитивная тенденция на рынке загородной недвижимости сейчас состоит в том, что качество и грамотное планирование больше не имеют привязки к классу объекта. И в эконом-классе стали появляться поселки, к проектированию которых привлекаются профессиональные бюро, создающие там комфортную среду для проживания и при этом обладающую выраженной архитектурной мыслью.
Как Вы относитесь к повальной географической стилизации поселков (в фаворитах Англия, Франция, Германия), из нескольких десятков построенных объектов скоро можно будет Дисней Ленд открывать.
Пока есть настрой у покупателя, который хочет жить за рубежом, такие поселки будут появляться. Стилизация под европейские пригороды — это больше отчаяние рынка, его реакция на потребительский спрос. Однако при том, что новые поселки с английской, французской или голландской архитектурой до сих пор выходят на рынок, время стилизации уже уходит. Очень показательное сравнение этого сегмента недвижимости с ресторанами. 10 лет назад в их интерьерах было много зарубежного национального колорита, и это считалось образцом стиля и моды. Сейчас такие проекты уже не комильфо. Также как и прямые цитаты из зарубежной архитектуры в поселках еще работают, но уходят в прошлое.
Каким Вы видите идеальный коттеджный поселок для Подмосковья: место, планирование поселка, комфортное количество домовладений и т. д. Каким должен быть современный дом.
Идеальный поселок должен быть большим — от 300 домовладений или 60 га. Только в масштабных проектах можно и целесообразно строить всю необходимую инфраструктуру — с общественным центром, школой, развлекательными и спортивными заведениями. Что касается месторасположения, рядом не должно быть старых деревень, чтобы не возникало диссонанса с современной застройкой. Чтобы максимально обеспечить домовладения хорошими видовыми характеристиками, поселок должен располагаться ни в лесу или около реки, а на склоне, рядом с опушкой. Такой поселок лучше всего проектировать рядом с центром притяжения культурной и общественной жизни, административным центром, потому что всем необходимым для круглосуточного пребывания набором функции проект обеспечить невозможно, даже имея в распоряжении очень большую площадь застройки.
Расскажите, как соблюдается авторский контроль при строительстве поселков. В процессе строительства часто ли меняют проект (удешевление материалов, просчеты и т. д.)? Дома продали, далее любое строительство на участке согласовывается с архитектором, чтобы все было в едином стиле. Как долго архитектор отвечает за свое детище, или же любые вопросы дальнейшей эксплуатации поселка целиком ложатся на управляющую компанию?
К сожалению, архитектор мало участвует в непосредственном процессе строительства, поэтому очень часто изначально заложенные им регламенты и характеристики нарушаются девелопером. Это объясняется, в первую очередь, желанием сэкономить. В результате может получиться поселок, мало схожий с оригинальной концепцией. Поэтому мы стараемся делать проекты так, чтобы в них было сложно что-то поменять. Например, в КП «Западная долина» мой проект предполагает скатные крыши, чтобы у собственника не было соблазна достроить еще один этаж или что-то модифицировать.
У поселка «Западная долина» очень правильная «народно-ориентированная» концепция, жителям предлагаются на выбор проекты четырех разных архитекторов, можно выбрать понравившийся проект под себя. Прокомментируйте, для кого какой бы проект Вы бы порекомендовали. Видимо, выбор проекта выливается в дальнейшее сотрудничество частного заказчика с архитектором, какими «фишками» или узнаваемым стилем обернется сотрудничество с каждым из авторов?
Проект каждого архитектора в «Западной долине» — по сути, отражение личности и стиля жизни его автора. Например, мой дом ориентирован на семейные многодетные пары среднего возраста, ценящие современную архитектуру. В нем самая большая общая площадь и количество спален. Так или иначе, все четыре проекта домов дополняют друг друга. Дома тщательно продуманы, как с точки зрения планировочных решений, так и функционала, поэтому покупатели просто выбирают подходящий для себя проект, а девелопер его строит.
Расскажите о частных заказах, за что вы беретесь, а за что нет? Сколько стоит спроектировать дом в вашей компании, как и на основе чего строится ценообразование?
Мы практически не занимаемся проектированием частных домов, делаем это только для друзей или давних заказчиков. Дома — как индивидуальный пиджак, для того, чтобы он идеально сидел, нужно как следует изучить фигуру хозяина. Чтобы создать коттедж, полностью отвечающий потребностям и стилевым предпочтениям его жителей, нужно хорошо знать заказчика, его жену, детей, их привычки, обычаи т. д. Сейчас у нас, к сожалению, нет возможности изучать клиента по году-два, поэтому мы беремся за заказы только в рамках уже сложившегося круга общения.